Автовладельцам за время длительной эксплуатации машины зачастую приходится сталкиваться с разными трудностями. Одной из них является притирка, или замена клапанов. Однако это один из этапов ремонта ГБЦ, который можно провести своими силами. Как притереть клапаны на авто марок ВАЗ 2106 и 2109?
Основная цель проведения процедуры — обеспечение работоспособности клапанов. Регулярное неосуществление притирки может привести к тому, что клапаны перестанут качественно функционировать — не будут пропускать в камеру сгорания воздух и топливо. Последствия этого могут быть не самыми благоприятными: ухудшаются ходовые качества двигателя, что со временем способно привести к поломке.
Поводов для притирки клапанов может быть много, основной из них — длительная эксплуатация авто
Притирка клапанов позволяет достичь максимальной герметичности системы. Процедура проводится не только после монтажа новых деталей, но и при их длительной эксплуатации. Например, справиться с «дёрганьем» автомобиля на холостых оборотах ввиду разницы компрессии может именно качественно проведённая притирка.
Форму клапанам можно придавать разными способами — как ручным, так и станочным, однако разница в итоге будет значительной. Наиболее точно выполнить процедуру возможно на станке для обработки клапанов и сёдел, наименее, соответственно, вручную с использованием притирочной пасты.
Станок для притирки клапанов — дорогое удовольствие, не в каждом гараже найдётся
Ручные фрезы. Если нет возможности работать на высокоточном оборудовании, можно провести процедуру притирки клапанов при помощи ручной фрезы. Такие инструменты различаются диаметром, который подбирается под определённую модель двигателя. Всего вырезается три фаски на сёдлах под разными градусами — 30, 45 и 60°. Подобным образом не обрабатываются новые детали, только старые.
Притирку клапанов можно проводить с помощью ручной фрезы
Собственноручная притирка клапанов. Проводится самостоятельно посредством абразивного состава в случае, если поверхности деталей должны быть просто обработаны без внесения значимых изменений. При таком варианте по периметру детали наносится специальная паста, после чего клапан помещается на своё посадочное место. Затем деталь необходимо упереть в седло и одновременно вращать вокруг оси, что позволяет полностью стереть все неровности плоскости.
Ручная притирка клапанов — наиболе трудоёмкий вариант проведения работ
После проведения абразивной притирки вся паста должна быть тщательно смыта.
Процесс притирки — процедура, которую можно провести как самостоятельно, так и с помощью специалистов. При осуществлении подобной обработки деталей желательно соблюдать правила:
Головка блока цилиндров перед притиркой снимается. Прежде чем приступать к процедуре, необходимо учесть несколько нюансов:
Притирка клапанов осуществляется несколькими методами. В домашних условиях можно использовать фрезу, однако если её нет, то можно прибегнуть и к ручному способу.
Используют приспособления двух групп:
Инструменты для притирки клапанов можно приобрести либо изготовить своими руками
Присоски для притирки клапанов имеют различные размеры и для каждой марки автомобиля подбираются индивидуально
Если специального инструментария нет, то можно воспользоваться обычной дрелью или шуруповёртом.
Помимо перечисленных выше приборов, могут понадобиться следующие материалы:
Притирочная паста для проведения работ должна быть как минимум двух разновидностей
Абразивный материал — одна из главных составляющих, используемых в процедуре притирки клапанов. Приобрести его можно в специализированных автомобильных магазинах.
Перед работой желательно приобрести два тюбика пасты — крупнозернистую и мелкозернистую. Если купить такие составы нет возможности, его можно приготовить самостоятельно из стружки с наждачного камня или бумаги и солидола либо похожего вещества. Готовая паста должна по структуре напоминать сметану.
Шарошка, используемая для восстановления сёдел клапанов, не всегда необходима при притирке, однако запастись ей не помешает
Сёдла клапанов восстанавливаются при помощи этого инструмента. Необходимость его применения определяется по состоянию сёдел. Если на них имеется нагар и раковины, дефекты фасок (наличие ступенек или скруглений), то используется шарошка.
Поскольку на ВАЗ 2106 и ВАЗ 2109 величины и формы сёдел различаются, то подбирается определённый инструментарий. Чтобы сократить время обработки клапана, можно воспользоваться дрелью. С этой целью шарошку крепят в патроне и удаляют верхний слой металла. Выработку прекращают после того, как появится ровный и блестящий круг.
Собрать прибор для проведения притирки клапанов можно своими руками, использовав для этого сверло, дрель, шланг и два хомута. На конец сверла крепится шланг, место соединения перетягивается хомутом, а само сверло вставляется в патрон дрели. К стержню клапана прикрепляется второй конец шланга.
Дрель с хомутами и шлангом — эконом-вариант инструмента для притирки клапанов
Заменить такой инструмент можно специальной присоской, крепящейся к тарелке клапана и вставляющейся в патрон дрели. При выборе такого инструмента проверяется качество материала, из которого он изготовлен, поскольку при некачественном исполнении работа может постоянно прерываться.
Притирку клапанов и сёдел проводят при соблюдении определённых условий:
Клапан оснащается пружиной и помещается в гнездо
Инструмент устанавливается на клапан с пружиной
Абразивная паста на тарелке клапана должна быть распеделена равномерно
Так осуществляется ручная притирка клапана
Так проявляется серое кольцо на тарелке клапана (справа)
Так должен выглядеть клапан после притирки и промывки
При проведении притирки клапанов желательно воспользоваться специальным станком.
Станки для притирки клапанов обычно есть лишь в автосервисах, и то не во всех
Шлифовка клапана на станке должна проводиться аккуратно, без фанатизма
Так выглядит клапан после притирки на станке. Разница между ручным и автоматизированным способами видна сразу
Шарошка нужна только для устранения нагара
Проверить качество выполненной работы можно несколькими средствами:
Самый эффективный способ проверки — применение вакуум-тестера, который имитирует процессы, проходящие в двигателе автомобиля. Пропускаемый газ вырывается через возможные щели.
Проверку ГБЦ вакуум-тестером лучше осуществлять в специализированном сервисе, приобретение тестера достаточно накладно
Со стороны как впускного, так и выпускного коллекторов подключается прибор, в результате чего образуется вакуум. При плохой притирке клапанов манометр будет фиксировать минимальный уровень давления, поскольку через щели проходит воздух, чего в норме не должно быть.
Ещё один способ проверки — использование керосина. ГБЦ располагается таким образом, чтобы камера сгорания была направлена вверх, а поверх наливают керосин. Бытует мнение, что за ночь керосин при неправильно проведённой притирке должен вытечь, однако на деле это не совсем так и названный метод не является достаточно эффективным.
Проверка герметичности ГБЦ керосином — не самый достоверный метод контроля
Равномерность распределения специального маркирующего вещества — ещё один вариант проверки. По всей окружности клапанного седла рисуются радиальные риски, после чего деталь вставляется на место, прижимается и прокручивается. Затем её вынимают и осматривают сложившийся узор. Если риски были стёрты и всё основание седла прокрасилось равномерно, то клапан можно пускать в эксплуатацию. В противном случае притирку проводят ещё раз.
Притирка клапанов — необходимая процедура, обеспечивающая нормальное функционирование ГБЦ автомобиля. Проводить её, несмотря на всю простоту работы и доступность материалов, лучше всего при помощи специалистов: это гарантирует длительный срок эксплуатации не только клапанов, но и двигателя машины в целом.
motorltd.ru
Изобретение относится к абразивной обработке, в частности используется для притирки клапанов на авторемонтных предприятиях. Станок для притирки клапанов содержит раму с расположенными на ней блоком прижима клапанов и механизмами возвратно - вращательного и осевого перемещения. Конструкция блока прижима клапанов имеет механизм регулировки высоты в зависимости от конструкции головки клапана и высоты устанавливаемой головки блока. Упомянутые средства для регулирования выполнены в виде штока и гайки, опирающейся на торец втулки с резьбовым концом, на котором расположена гайка, контактирующая с торцом планки, смонтированной на откидной рамке. Последняя связана со штангами, имеющими гайки и шарнирно соединенными с рамой станка. 2 ил.
Изобретение относится к абразивной обработке, в частности может быть использовано при притирке клапанов на авторемонтных предприятиях.
Известны устройства для многопозиционной притирки клапанов, содержащие механизм вращательного и осевого возвратно-поступательного перемещения клапанов, связанных с механизмами прижима их к седлам головки [1].
Недостатком известных устройств является то, что известные станки могут быть использованы лишь на определенном типе двигателей, неравномерная нагрузка двигателя при определенном повороте всех клапанов в нажатом и приподнятом положениях.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому станку для притирки клапанов является выбранный в качестве прототипа многошпиндельный станок для притирки клапанов, содержащий раму со смонтированным на ней приводным валом, несущим механизм возвратно-вращательного и осевого перемещения шпинделей клапанов с механизмом прижима их к седлам головки. Станок снабжен закрепленными на раме рычагами, имеющими регулировочные отверстия, и соединенной с ними планкой, в продольном пазу которой размещены механизмы прижима, при этом механизмы возвратно-вращательного и осевого перемещения клапанов смонтированы на втулках, установленных на приводном валу с возможностью продольного перемещения и фиксации в заданном положении [2].
Недостатком известного многошпиндельного станка для притирки клапанов является низкое качество притирки за счет того, что планка, в которой размещены механизмы прижима, крепится к раме при помощи рычагов и двух зажимных винтов. При данной конструкции притираемые клапаны прижимаются к гнезду только за счет веса планки с механизмом прижима, а наличие двух зажимных винтов не обеспечит ее фиксации, так как клапаны при движении вверх будут постоянно ослаблять ее крепление. В механизме прижима отсутствуют регулировочное устройство, а также устройства для установки головок блока с клапанами в зависимости от модели двигателя.
В предлагаемом станке для притирки клапанов конструкция блока прижима клапанов имеет механизм регулировки высоты в зависимости от конструкции головки клапана и высоты устанавливаемой головки блока, который снабжен резьбовой втулкой с толкателем прижима, крепящейся к несущей планке гайкой. Откидная рамка крепится к раме с одной стороны болтами, а с другой - при помощи двух штанг, имеющих регулировочные гайки, в качестве приводного вала использованы кулачковые валы распределительных механизмов от серийных двигателей.
На фиг.1 показан предлагаемый станок; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.
Станок состоит из сварной рамы 1, на которой установлен механизм привода, состоящий из электродвигателя 2, червячного редуктора 3, муфты 4, которые передают крутящий момент на кулачковый вал 5, находящийся в подшипниковых опорах 6. Одна подшипниковая опора жестко соединена с рамой при помощи муфты с редуктором, а другая - с винтом 7 и имеет смещение вдоль оси, что позволяет устанавливать распределительные валы разной длины.
На раме 1 установлена откидная рамка 8, которая снабжена блоком 9 прижимов. Блок прижимов крепится к откидной рамке при помощи винтовых зажимов 10 и может перемещаться вдоль продольного паза 11 откидной рамки, а также располагается в зависимости от установки головки блока различных двигателей.
Прижим состоит из резьбовой втулки 12, которая крепится к несущей планке 13 блока прижимов гайкой 14 и имеет смещение вдоль оси паза 15, что дает возможность смещать их в зависимости от расположения клапанов. На резьбовой втулке смонтирован толкатель 16 прижима с пружиной 17, толкатель прижима выполнен таким образом, что с одной стороны имеется конус, который прижимает клапан, а с другой стороны - стержень с резьбой и расположенной на нем гайкой 18, при помощи которой регулируется высота в зависимости от конструкции головки клапана.
Откидная рамка 8 крепится с одной стороны к раме 1 болтами, а с другой - при помощи штанг 19, которые крепятся к раме при помощи шарниров 20. Штанги имеют резьбовую часть и регулировочные гайки 21, при помощи которых можно регулировать высоту откидной рамки в зависимости от высоты устанавливаемой головки блока.
На раме 1 устанавливаются установочные пластины 22 с направляющими, которые изготавливаются для каждой модели двигателей, при их помощи устанавливается зазор между цилиндрической частью кулачка и толкателем клапана.
В качестве приводного вала использованы кулачковые валы распределительных механизмов от серийных двигателей, обработанных таким образом, что один конец имеет шпоночный паз и свободно входит в конец муфты со шпонкой, а другой - в подвижную подшипниковую опору. На кулачковом валу вдоль оси с обеих сторон кулачков установлены штифты 23 по одному справа и слева.
Кулачки распределительного вала являются механизмом осевого перемещения клапана вверх, а штифты 23, находящиеся во взаимодействии со штифтами 24, расположенными под углом 120о друг к другу, толкателя клапана 25, который жестко закреплен при помощи болта 26 на стержне клапана, являются механизмом вращательного движения клапана.
Работает станок следующим образом.
Устанавливается кулачковый вал в зависимости от модели двигателя, для чего винтом 7 отодвигается подшипниковая опора 6, вставляется вал 5 в отверстие муфты и прижимается опора винтом 7 так, чтобы шейка вала вошла в подшипник, после чего фиксируется опора болтом.
На раму устанавливаются установочные пластины 22, а на них - головка блока с закрепленными на клапанах толкателями клапана 25 при помощи болтов 26. Опускается откидная рамка 8 с блоком прижимов, блок и прижимы устанавливают так, чтобы конусная часть толкателя 16 находилась по центру тарелок клапанов, после чего поднимаются штанги 19, зажимается и регулируется натяжение откидной рамки при помощи регулировочных гаек 21.
Включается электродвигатель 2, и крутящий момент через редуктор 3 и муфту 4 передается на кулачковый вал 5. Кулачковый вал, вращаясь, своими кулачками будет поднимать притираемые клапаны, а опускание клапанов производится за счет пружины прижима. Штифты 23 кулачкового вала при повороте входят в зацепление со штифтами 24 толкателя клапана (клапан указан штрихпунктиром) и будут поворачивать их поочередно в разные стороны вокруг оси. Кулачок распредвала устроен так, что занимает 90о окружности вала, остальные 270о приходятся на два штифта, расположенных слева и справа от кулачка, т.е. действие каждого штифта будет ограничено 135о.
На толкателе расположены три штифта под углом 120о, и поэтому при одном повороте вала клапан будет поворачиваться как по часовой стрелке, так и против в пределах 120-80о.
Конструктивно станок выполнен в виде слесарного верстака с дверкой, что позволяет хранить установочные детали и узлы, прост в изготовлении, так как использованы кулачковые валы от серийных двигателей.
Данная конструкция станка позволяет повысить надежность в работе и дает экономический эффект за счет сокращения операций при переходе на обработку головок блока другой марки двигателя.
СТАНОК ДЛЯ ПРИТИРКИ КЛАПАНОВ, содержащий раму, смонтированный на ней механизм возвратно-вращательного и осевого перемещения клапанов, связанную с рамой одной стороной откидную рамку, несущую планку с расположенными в ней механизмами прижима клапанов в виде подпружиненных толкателей, размещенных во втулках, отличающийся тем, что станок снабжен шарнирно связанными с рамой штангами с регулировочными гайками, предназначенными для взаимодействия с противоположной стороной откидной рамки, а на концах толкателей и втулок механизмов прижима выполнена резьба, предназначенная для взаимодействия с введенными в них гайками, установленными с возможностью контакта с торцами соответственно втулок и планки.
Рисунок 1, Рисунок 2
www.findpatent.ru
Каждый владелец автомобиля марки ВАЗ, предпочитающий собственноручно заниматься ремонтом своего автомобиля, рано или поздно столкнётся с необходимостью притереть клапаны газораспределительного механизма. Вопрос для многих насущный и требующий внимательного изучения, после чего вполне можно будет справиться с задачей собственными силами, не прибегая к помощи автомастеров.
Приведённые ниже способы решения задачи ориентированы в большей мере на владельцев ВАЗовской классики (ВАЗ 2101–2106), но и в случае с моделями ВАЗ 2108–2109 процесс мало чем будет отличаться. Во многих пунктах он вообще универсален.
Чаще всего с необходимостью притирки клапанов сталкиваются при капитальном ремонте двигателя. Заменены поршневые кольца с прокладками, установлены прочие важные компоненты, так что теперь самое время проверить клапаны на герметичность: так выявляется необходимость их притирки.
Следует также помнить, что эта процедура будет нелишней и при проведении иных ремонтных работ. В частности, тех, при которых происходит демонтаж блока цилиндров. Всегда лучше перестраховаться.
Одной из важнейших качественных характеристик работы мотора является наличие в камерах сгорания цилиндров рекомендуемого производителем уровня компрессии. Зависит эта характеристика от:
В идеале во всех цилиндрах компрессия должна быть на одном уровне. А так как износ компонентов поршневой группы практически одинаков, то факт обнаружения в цилиндрах отличной друг от друга компрессии может свидетельствовать о плохой работе клапанов.
По величине компрессии можно предварительно судить о состоянии двигателя: если в цилиндах она неодинакова, пора притирать клапаны
Признаки появления неисправности может заметить даже начинающий автолюбитель:
Сам же процесс притирки состоит в том, что рабочая область клапана на тарелке притирается к своему посадочному седлу.
Опытные автомеханики рекомендуют проверять герметичность соединения следующим образом:
Притирать клапаны можно с использованием специализированного оборудования или подсобного инструмента:
Автоматизированный процесс притирки клапанов на станке
Если в гараже есть ручной фрезерный станок, притирка клапанов может быть выполнена качественно и оперативно
Специальный ключ для ручной притирки клапанов упростит ручную работу
Чтобы провести работу быстро и получить качественный результат, необходимо соблюдать такую последовательность действий:
Метод сам по себе довольно утомительный. Зато позволяет полностью контролировать процесс притирки и отслеживать получаемый результат.
Так как далеко не все располагают нужным количеством свободного времени, терпения и усидчивости, народными умельцами был внедрён ещё один метод с использованием шуруповёрта.
Ещё часто рекомендуют дрель, но у её патрона значительно выше обороты вращения, что не лучшим образом может сказаться на итоговом результате. Так что если всё же останавливаться на дрели, то брать нужно инструмент с возможностью регулировки оборотов и функцией реверса. Притирать клапаны в данном случае можно либо через камеры сгорания, либо просто сверху.
Работа выполняется в такой последовательности:
Весь процесс практически полностью идентичен методу вручную. Главное отличие здесь в том, клапан вращается при помощи инструмента. Кое-кто стержень клапана напрямую крепит в патроне дрели, но для большей эффективности и безопасности в патрон лучше вставить стержень диаметром близким с таковым у стержня клапана. Затем берётся примерно 10-сантиметовый отрезок резиновой трубки и с её помощью соединяются упомянутые стержни. Для пущей надёжности следует резиновую трубку обжать на концах хомутами.
Минимально-необходимый инструмент для притирки клапанов дрелью
Опытному ремонтнику приведённые ниже советы могут показаться излишнимися, но начинающему мастеру стоит обязательно запомнить следующее:
Притирка клапанов осуществляется с использованием различных абразивных паст
Проверить, насколько герметично прилегают клапаны можно, как уже говорилось вначале, при помощи керосина. Это самый распространённый метод. Клапаны собираются, на них устанавливаются пружины, затем блок головок переворачивается так, чтобы камеры сгорания смотрели вверх. После этого головка цилиндра, где надо проверить притёртые клапаны, заполняется керосином. Если по прошествии 10–15 минут протечек не произошло, то можно переходить к притирке следующих «клиентов».
Не менее надёжным будет использование вакуум-тестера. Прибор подключается к отверстиям со стороны впускного и выпускного коллекторов. Если показания манометра ниже необходимых, значит, плотность прилегания клапанов недостаточна и нужно повторить их притирку.
Есть ещё метод с применением карандаша. Для этого на рабочую кромку седла клапана вдоль всей окружности наносятся линии. Следующим шагом будет установить клапан на своё место, прижать его и провернуть пару раз по часовой стрелке и обратно. После этого достаём клапан и смотрим на сделанные карандашом отметки. Всё в порядке, если линии исчезли и поверхность закрасилась равномерно. При наличии неровностей притирку следует продолжить.
Наглядное сравнение притёртого и непритёртого клапанов
Как ни притирай клапаны, но нужно ещё понимать, что двигатель автомобиля всё равно «доведёт их под себя». Можно потратить кучу времени и сил, добиваясь идеального результата, а после запуска мотора (спустя несколько часов) герметичность клапанов станет хуже. А можно всё небрежно и по-быстрому сделать, а через некоторое время плотность прилегания клапанов только улучшиться.
В итоге окажется, что двигатель приработал клапаны до некоего своего «удобного» состояния. Вследствие этого бытует мнение, что возня с разными пастами и прочей финишной доводкой до идеального результата является не чем иным, как пустой тратой времени.
Вовремя и правильно проведённая притирка клапанов обеспечит чёткую и выверенную работу двигателя. При капитальном ремонте эта процедура одна из обязательных к исполнению. Задача не является особо сложной, кроме того, всегда можно обратиться за советом к более опытным товарищам или мастерам.
carnovato.ru
Вы провели капитальный ремонт двигателя, заменили поршневые кольца, прокладку и другие элементы силового агрегата? Работа ещё не окончена. Чтобы мотор функционировал правильно, нужно правильно притереть клапана.
Если не выполнить процедуру, клапана могут работать некачественно — например, пропускать бензин и воздух в закрытую камеру сгорания. Это ухудшит ходовые характеристики двигателя и со временем может привести к поломке. Притирка помогает добиться максимальной герметичности. Выполнять работу надо не только после установки новых клапанов — нередко она нужна и в случаях, когда изделия давно не менялись. Причиной «дёрганий» авто на холостых оборотах может являться разность компрессии в цилиндрах. Притирка — единственный способ справиться с проблемой.
Притирка клапанов с помощью станка
Притирка клапанов своими руками
Для осуществления процесса нужно снять головку блока цилиндров.
Притирать клапана можно несколькими способами. Оптимальный вариант — использование станков и фрез, но они не всегда есть рядом. В таком случае лучше прибегнуть к ручному варианту.
Приспособления для притирки подразделяются на 2 группы.
Инструмент для притирки клапанов: зажимающая сверху модель
При отсутствии инструмента подойдут шуруповёрт или дрель.
Вне зависимости от выбранного инструмента вам понадобятся следующие приспособления:
Нет возможности раздобыть абразивную пасту? Приготовьте её! Для этого понадобится наждачная бумага с мелким зерном или стружка наждачного камня. Снимите с неё камни и смешайте их с солидолом или аналогичным веществом в пропорции 2 к 1. По консистенции смесь должна напоминать шампунь. В крайнем случае в качестве основы сгодится и стандартное моторное масло.
Важный этап притирки клапанов: нанесение абразивной пасты
Так должен выглядеть клапан после притирки
Если есть доступ к станку, лучше воспользоваться им.
Чтобы обработать седла, нужна вот такая шарошка
Есть три способа проверки правильности притирки клапана.
Притирка клапанов обеспечивает нормальную работу двигателя. Обязательно регулярно прибегайте к процедуре — так вы сможете избежать проблем с силовым агрегатом.
pol-z.ru