Как выбрать домашний ткацкий станок
(в помощь начинающим ткачам)
Часть 1. Настольный или напольный.
Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда хочет человек ткать, но не может решить, какой же ткацкий станок ему нужен. Трудно определиться, когда опыта ткачества ещё нет, а чужой опыт или противоречив, или субъективен. И спрашивают нас, «какой станок лучше?».
Не бывает ткацких станков лучше или хуже, они все разные. Для разных целей и с разными возможностями, разных габаритов и конструкций. И, соответственно, разные по стоимости.
У каждого домашнего ткача (ткачихи) есть свои приоритеты и возможности. Исходя из этого, попробуем разобраться, как не ошибиться при выборе домашнего ткацкого станка.
Сначала посмотрим, чем отличаются настольный станок и напольный.
Настольный ткацкий станок, как правило, меньше по габаритам и по весу. Поэтому его проще куда-то перевезти (например, на дачу) или перенести. Если он складной или разборный, то его проще убрать «в кладовку», когда он не нужен для работы. За эти качества настольный станок ценится теми, у кого ограничено пространство для размещения дома ткацкого станка.
Но место на каком-то из столов он всё равно занимает. Кроме того, рабочая поверхность ткацкого станка возвышается над поверхностью стола (примерно на 15-25 см). Поэтому приходится работать или стоя, или сидя на высоком стуле. Или нужно приобретать напольную подставку для станка. Чтобы и работать было удобно, и место на обеденном (или письменном) столе не занимать.
При работе на настольном ткацком станке, положение ремиз (или положение бёрдышка – жёсткого галева) меняется руками. Поэтому общая нагрузка на руки, при работе на настольном станке больше, чем на напольном.
И ещё один нюанс. Один из приоритетов настольного станка – компактность. Но нужно иметь в виду, что уменьшенные габариты настольного станка ограничивают и рабочую зону, и возможности в работе на ткацком станке.
Итог: настольный станок больше подходит для неторопливого ткачества «для удовольствия» или для ткачества небольших изделий.
Напольный ткацкий станок больше по габаритам, чем настольный. Ему уже нужно «своё» место в комнате. Но и работать на нём удобнее и проще, чем на настольном станке.
У напольного станка больше рабочая зона (чем у настольного). И, как правило, на валы напольного станка помещается больше основы и готовой продукции.
Благодаря габаритам, на нём удобнее размещать разные аксессуары для ткачества, помогающие в работе.
У напольного ткацкого станка ремизы управляются педалями (ногами), поэтому руки свободны для работы с челноком. Соответственно, и руки меньше устают, и скорость работы – выше.
Итог: напольный ткацкий станок требует отдельного размещения, но он комфортнее в работе, чем настольный. На нём можно ткать большие изделия с достаточно высокой производительностью труда.
www.livemaster.ru
Вы любите ткать, и вдруг оказались вдали от любимого станочка?
Вы не можете решиться на покупку немаленького и недешевого станка?
Вы любите осваивать новые техники, но неуверены, что вам нужен ткацкий станок?
Может быть, вы любите делать все своими руками, даже если проще купить?
Вы не знаете, чем бы еще занять ребенка?
Восхищаетесь умением сделать что угодно из чего попало?
Тогда эта коллекция креатива для вас!
Ткацкий станок устроен просто, как и все гениальное. Вот вам внешний вид и подробный чертеж:
Очень уж архаично выглядит? Попробуйте посмотреть на него глазами современного человека! Например, вот так:
Можно сделать модный современный каркас из пластиковых труб:
Вот и более компактные настольные станочки для тех, кто еще не готов к большим подвигам:
Когда сил нет, как хочется ткать, можно сильно упростить конструкцию:
А если вы готовы начать с чего-то совсем маленького, то можно воспользоваться идеями для бисерного ткачества, ведь на всех этих «станочках» можно ткать и нитками:
Отдельно хочу сказать о ткачестве на картонках. Обычно ткут, натянув нитки на прямоугольный кусок картона с прорезями.
Но стоит включить фантазию, и начинаешь понимать, что возможности картонного «станка» практически безграничны:
Еще креативные идеи:
Или даже так (дешево, сердито и мелкую моторику ребенку развивает):
После занятий на мелкую моторику можно переходить к более серьезным физическим нагрузкам:
Ну а если уж совсем ничего под рукой нет, то прикрепите один конец основы себе к поясу, а второй к собственным ногам — очень древний и уважаемый способ, кстати.
Думаете, невозможно сделать что-то толковое на подобных штуках?
Да, не ждите, что ваши первые работы будут выглядеть вот так:
Но, набравшись немного опыта, вы сможете делать простые и стильные штучки:
www.livemaster.ru
Чудесные тканые коврики украсят любой интерьер. Они придают дому тепло и уют. А коврики, созданные своими руками будут радовать глаз вам и вашим гостям. Подберите цвета ниток, подходящие к вашему интерьеру. Можно в этой технике сделать декор на стену, абажур, салфетки, обернуть кашпо с цветами и тд.
Но как быть если у вас нет ткацкого станка?
Очень просто!
Если есть желание — приступаем к созданию своего домашнего станка.
Пошаговая инструкция на фотках.
Успеха!
http://blog.i.ua/community/2785
Поделитесь с друзьями:4udesnaya-da4a.com
На фото: эти полотна сотканы вручную на станке. Фотография взята из этой подборки снимков работ ручного ткачества.
В книге «Прекрасное своими руками» я нашла подробное описание процесса ручного ткачества и схему настольного ткацкого станка, который можно сделать самому.
В некоторых старых деревенских домах и сейчас еще можно увидеть нарядные узорные полотенца, которыми крестьяне украшают стены, «красный угол», зеркала, портреты. Ткаными узорами отделывали женские передники, подолы и рукава рубах, сарафаны, юбки. Особенно нарядную одежду надевали деревенские женщины, когда шли на сенокос или на первый выгон скота. В эти дни зеленые луга словно расцветали ослепительно переливающимися красками узоров.
Узорчатыми полотенцами в старину на свадьбе невеста одаривала жениха, на таком же богатом полотенце подносили хлеб-соль почетным гостям. Нарядными были и скатерти, которыми покрывали стол в праздники.
Как правило, все эти вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках. Искусству узорного ткачества обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение.
Если вас интересует узорное ткачество, сделайте маленький настольный станок, изображенный на рисунке.
Один из валиков станка — навой — служит для навивки на него нитей основы. Другой — для навивки готовой ткани. Оба валика установлены в боковинах станка и снабжены храповиками с собачками.
Все нити основы между валиками должны быть продеты в отверстия-глазки ремизок. Глазки образуются из нитяных петель, вдетых друг в друга. Нити для петель — катушечные № 10 или корд — тонкий шнурок. После ремизок нити основы должны быть пробраны в гребень (он называется бердо), вставленный в раму, которую называют батаном. Бердо проще всего изготовить из отрезков стальной проволоки, укрепленных в батане на расстоянии 2 мм друг от друга. Батан крепится к боковинам свободно и потому может откидываться вперед и назад.
Ремизки скреплены между собой сверху и снизу тесьмой, перекинутой через ремизные валики — их устанавливают примерно посередине станка, — один вверху, другой внизу.
В одну ремизку пробирают четные нити основы, в другую—нечетные. При тканье одна ремизка поднимается, другая опускается. При этом половина нитей основы тоже поднимается, другая половина опускается. Между поднятыми и опущенными нитями образуется зев. Батан при этом откинут к ремизкам. Через зев прокидывается челнок с уточной нитью. Затем эта нить прибивается батаном к краю ткани. Перед прокидкой следующей уточной нити положение ремизок меняется, а батан снова откидывается к ремизкам. Так постепенно, нить за нитью, нарабатывается ткань.
Когда наработанная ткань станет мешать движению батана, отпустите обе собачки, удерживающие храповики, намотайте готовую ткань на передний валик, оставив лишь небольшую ее часть, закрепите сначала задний храповик собачкой, натяните основу и потом закрепите передний храповик. Теперь можно продолжить работу.
Кроме валиков для нитей основы и для готовой ткани, а также валиков, поддерживающих ремизки, станок имеет два вспомогательных валика. Через первый проходит основа, сходя с валика-навоя, а через второй — готовая ткань, прежде чем попасть на валик, предназначенный для нее.
Челнок — это узкая линейка чуть покороче ширины станка, с концами, вырезанными ласточкиным хвостом. Нить утка наматывается во всю длину челнока во много оборотов до отказа. Челноков нужно иметь несколько, по числу применяемых цветов утка.
Успех вашей работы будет во многом зависеть от правильной подготовки к ней. Прежде всего нужно насновать основу — для нее подойдет катушечная нить №30, 20 или 10. Можно взять и нитки кроше. Сделайте из дерева сновальную раму—она показана на рисунке.
Нить завяжите узлом на первом колышке рамы, обведите ею соседний колышек, потом ведите к другой стороне доски, обведите там вокруг колышка — и снова в обратную сторону. Так дойдите до последних двух колышков, стоящих рядом, сделайте вокруг них восьмерку, ведите нить обратно до первых двух колышков и в конце тоже сделайте восьмерку. Так вы насновали две нити основы. Продолжайте в том же порядке, пока не наснуете нужное число нитей. После этого закрепите последнюю нить там же, где была закреплена первая. Кончив сновку, вденьте в восьмерки толстый шнур и завяжите с обеих сторон узлом. Теперь можно снять — очень осторожно— основу с колышков и, чтобы не спутались нити, сразу же сделать из нее косу (так, как вяжут крючком петли «веревочки», но только руками). В таком виде основу можно хранить долго.
Навивать основу на валик-навой лучше всего вдвоем, а при недостаточном опыте даже втроем. Один держит косу, постепенно отпускает ее, равномерно натягивая основу, второй вращает валик, наматывая на него основу, третий держит редкий гребень-полубердо шириной с навой.
Еще до начала навивки нити следует разобрать по порядку. Для этого замените шнуры, проложенные в восьмерки, двумя тонкими отполированными лучинками. Основа должна быть туго натянута, тогда нити легко разберутся. Разделите их на пучки, каждый из них продет те через зуб полуберда, распределяя основу равномерно по ширине. Потом петельки каждого пучка наденьте на тонкий металлический пруток, который закрепите на навое двумя очень маленькими гвоздиками,- пруток должен поддерживаться ими с одной стороны. Только после этого можно начинать навивку. Навивать нужно очень медленно, следя, чтобы нити ложились на навой строго перпендикулярно ему, ровно, без бугров.
После этого уже пробирайте нити вначале в ремизки, потом в бердо. Делается это крючком наподобие вязального, но крупнее его, с остро направленной бородкой. Проборку ведут чаще всего слева направо. Первую по счету слева нить пробирают в левый глазок первой от ткача ремизки. Остальные петельки с глазками в это время отодвиньте вправо, чтобы не мешали. Вторую нить пробирают во вторую от ткача ремизку, тоже в левый глазок. Потом пробирают третью нить — в следующий глазок первой ремизки. И так далее. Нити должны быть достаточно длинными, чтобы они не выдергивались из глазков.
Затем тем же крючком и в таком же порядке проводят проборку в бердо, но только здесь нужно пробирать по две нити сразу в один паз.
Когда проборка будет окончена, завяжите нити основы небольшими одинаковыми пучочками в узлы, потом проденьте в них тонкий металлический пруток, который закрепите на переднем валике двумя гвоздиками так же, как пруток на навое. При этом обязательно нужно добиться одинакового натяжения нитей.
Как рассчитать количество нитей основы, петель на ремизках и пазов в берде? Допустим, ширина ткани — 32 см, а плотность основы — 10 нитей на сантиметр. Тогда количество нитей будет 32Х 10=320. Количество петель на каждой ремизке будет наполовину меньше, то есть 160. Количество пазов в берде при проборке по две нити в паз будет вдвое меньше, чем нитей, то есть 160.
Простейший узор, доступный любому начинающему, — это тканье в полоску или клетку («пестроткань» или «пестрядь»). При узоре горизонтальными полосками чередуют прокидки утка разных цветов в определенном порядке. Например: 10 желтых, 4 белых, 2 черных, 2 белых, 2 красных, 2 белых, 2 красных, 2 белых, 2 черных, 4 белых и 10 желтых. Такой узор может служить каймой небольшого изделия, а сами изделие будет белым. Можно придумать множество вариантов рисунка в горизонтальную полоску.
Если хотите получить рисунок в клетку, и основу и уток наберите из разных цветов. Рисунок делается также по счету нитей. Например, расчет основы: 10 нитей синих, 4 белых, 10 синих, 10 красных, 4 белых, 4 красных. Далее порядок нитей повторяется. Количество нитей в повторяющейся части рисунка называется раппортом, здесь он равен 42 нитям. В утке следует брать те же цвета нитей в том же чередовании, тогда получится правильная клетка. Хотя можно сделать и такой узор, в котором цвета по основе и утку будут разные и ритм их будет другой.
Некоторые узоры делаются браным способом.
Установите ремизки на одном уровне, чтобы четные и нечетные нити основы шли параллельно. Бердо откиньте к ремизкам. Линейку с плавно заостренным концом (она показана на рисунке) пробирайте между нитями основы так, чтобы часть нитей ложилась поверх линейки, часть оставалась внизу. Когда вы проберете все нити основы, поверните линейку на ребро — образуется небольшой зев, сквозь который проведите челнок с нитью утка. Теперь можно вынуть линейку и прибить батаном проложенную нить. Уток ляжет точно так, как вы пробрали линейку,— часть его окажется сверху ткани, часть снизу. После каждой узорной прокидки утка сделайте одну-две промежуточные прокидки с помощью ремизок, как при обычном тканье, которое мы описали выше. Нить узорного утка должна быть примерно втрое толще промежуточного. И, конечно, другого цвета.
Расчет нитей целиком зависит от задуманного вами узора.
Кстати о ручном ткачестве. Чтобы посмотреть фотографии полотен, сотканных вручную, в зарубежном Интернете, я набирала в поиске картинок Гугла weaving handmade, то есть «ткачество хендмейд» по-английски.
Для просмотра видеороликов о ручном ткачестве на youtube наберите там в строке поиска handmade weaving.
В 2-х минутном видео, опубликованном ниже, показан традиционный процесс ткачества на ручном станке.
Те, у кого нет станка, могут посмотреть следующий мастер-класс по ручному ткачеству узкой полоски на карандаше при помощи двух прямоугольников бумаги. Длина видео: 12 минут. Язык: английский, но ход работы понятен по видеоряду.
Интересная статья? Расскажите друзьям.загрузка...
allforfamily.ru