Вертикальный ткацкий станок


Вертикальный ткацкий станок

Здравствуйте, мастера и мастерицы! Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.

На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира.

Вы не представляете, насколько интересна историческая реконструкция! Тем она и хороша, что для любого творческого человека в ней найдется дело. Мальчики осваивают боевые искусства, дерутся на мечах, стреляют из лука, строят лодки и корабли, осваивают литье украшений, резьбу по дереву. Девочки шьют, плетут, вяжут, ткут и лепят, и это бесконечный процесс, в котором нет пределов человеческим возможностям. Ведь кроме освоения ремесел мы изучаем историю родной земли. Прочувствовав на себе, как красиво и трудно жили наши предки, мы начинаем понимать, как дорога нам каждая речушка и каждое дерево...

На этой волне я озадачила своих мужчин (и не только своих) новой идеей: построить мне вертикальную ткацкую раму. Если я иногда живу в 10-м веке, то и попробовать не мешало бы создать что-то именно таким же способом, как и наши далекие предки. И вот вертикальный ткацкий станок в процессе рождения.

Казалось бы, что сложного? Просто рама. На день работы. Но мужчины ходили вокруг нее неделю, ломая голову, какого она должна быть размера, где отмерить, где отрезать, и как сделать ее так, чтобы она выглядела исторично. Исторично у них все равно не получилось: посадили все соединения на шурупы, замаскировав их шпонками. А ведь в древности ткацкую раму могла сделать себе любая женщина сама. Ей всего-то надо было сходить в лес за подходящими деревяшками и связать все соединения веревкой или шнурами. Но это беднота, а у зажиточных дам, вероятно, было что-то посолиднее...как на рисунке на первом фото...

Итак, намеки на ткацкую раму уже есть...

Морила я ее сама. Придала ей благородный темный цвет, вроде как состарила. А теперь можно и за работу!

Все ткачихи перед тем, как начать ткать, снуют нужное количество нитей. В моей практике это был первый опыт. Я сновала 800 нитей прямо на раме, разложив ее на кровати. История долгая и утомительная. Пару ночей спали мы на диване в кухне (ну как же, Лене очередная возжа под хвост попала), потому что снование основы - это важный этап, торопиться нельзя.

Сновала и нити связывала по 10. Так удобнее считать, да и позже мне удобно было делить на передние и задние.

А делить нужно для того, чтобы ткать полотняным переплетением. В процессе ткачества передние и задние нити меняются местами, образуется ткацкий зев, куда и прокладывается уточная нить. В вертикальном ткацком станке на нити навешивались грузы. Можно и что-то другое навесить для тяжести, но настоящие глиняные грузики выглядят аутентично, так что и их пришлось лепить. Благо, куча глины лежит у ворот уже 8 лет. Именно с них начались и мои гончарные эксперименты.

Рама стоит под наклоном, и именно так образуется естественный зев между передними и задними нитями.

И вот так, постепенно, все грузы обеспечивают натяжение нитей. Оговорюсь: мои грузики оказались недостаточно тяжелыми, и позже мне пришлось нити разъединять руками. Думаю, что каждый грузик должен весить не меньше 300-400 грамм на каждые 20 нитей, только тогда ткачество будет более комфортным. Впрочем, как показал опыт, вертикальный ткацкий станок - это только для очень терпеливых людей. Стоишь так несколько часов на ногах, полностью отрешенный от внешнего мира...Стоишь, ткешь, думаешь себе думу...Эдакая медитация на тему раннего средневековья... Древним женщинам торопиться было некуда: ни вам магазинов, ни вам Интернета и телевизора...Не соткешь, будет твоя семья с голой...ну, вы поняли...

Очень долгий и муторный этап - вязание полуниченок. Пока вязала, муж наблюдал со здоровым скепсисом. Глаза его тихонько лезли на лоб, и, как он заявил, у него бы не хватило на это все никаких нервов...Пришлось объяснять ему тоном учительницы, что именно так (долго и муторно) ткали в древности ткани.

Полуниченки привязываются к каждой второй нити. Таким образом формируем будущее полотняное переплетение. Есть переплетения и более сложные, например, саржевые и репсовые, но я начала с простого. Итак замахнулась на ширину в 80 см. На деле она получается чуть уже.

Вот и все полуниченки привязаны к ремизке, можно начинать ткать.

Вот и первые сантиметры. Крупный план. На самом деле ткань получается довольно мелкого плетения, мягкая и тонкая.

Дело идет туго. Я девушка немолодая, мне и трех часов на ногах хватает за глаза, да и дел много других, так что мое ткачество на рраме растянулось уже на пару месяцев. Жду зимы, когда закончатся мои заготовки и все другие дела, связанные с огородом и садом. Буду как и все древние женщины, сидеть (пардон, стоять) и ткать при лучине (не, при дневной лампе) долгими зимними вечерами. Спиной к телевизору...

Вот такой милый результат. Хоть и не конечный. Знаете, очень радует, когда что-то получается. Даже знаю, что следующий фестивальный сезон буду щеголять в новом хангероке (сарафане) из настоящей аутентичной ткани...Мысль такая греет и подгоняет.

stranamasterov.ru

5.1 Строение ручного горизонтального ткацкого станка

5.1 Строение ручного горизонтального ткацкого станка

Первые горизонтальные ткацкие станки были очень примитивны (Илл. 31). Нити основы первоначально закрепляли на двух параллельных брусках, установленных невысоко над землей, уток прокладывали с помощью простого челнока (см. 5.8 «Дополнительные ткацкие инструменты»).

Илл. 31

В настоящее время известно много видов горизонтального ткацкого станка. Основное его преимущество перед вертикальным, как уже отмечалось, — возможность вырабатывать длинные ткани.

Современный ручной горизонтальный ткацкий станок состоит из следующих деталей:

1) корпус ткацкого станка;

2) навой;

3) товарный валик;

4) верхние связи ткацкого станка;

5) ремизки;

6) подножки;

7) полуподножки;

8) батанный механизм с бердом;

9) ценовые планки (цены).

Корпус ткацкого станка представляет собой четыре установленные вертикально станины, соединенные между собой (Илл. 32 (1)). В передней части ткацкого станка соединение станин осуществляется при помощи переднего бруска — грудины (Илл. 32 (2)), расположенного на уровне груди ткача, работающего за станком, и полочки (Илл. 32 (3)), расположенной невысоко от пола, в которой проделаны отверстия для установки скамейки (Илл. 32 (4)). Благодаря наличию этих отверстий скамейка (Илл. 34 (1)) находится в стационарном положении. Сзади станины соединены при помощи заднего бруска (Илл. 32 (5)), располагающегося на одном уровне с передним, а также дополнительного бруска (Илл. 32 (6)), расположенного ниже. Задний и передний бруски служат для направления соответственно нитей основы и готовой ткани при движении с навоя на товарный валик. На дополнительном бруске крепятся подножки (Илл. 34 (2)).

Илл. 32

По бокам станины скреплены парой горизонтальных параллельных брусьев (Илл. 32 (7)). К верхним брусьям каждой пары прикрепляются вертикальные брусья (Илл. 32 (8)), поддерживающие рамку с верхними связями ткацкого станка (Илл. 32 (9), Илл. 34 (3)). Верхние брусья обеих пар соединены горизонтальным валом, задача которого направлять готовую ткань на товарный валик (Илл. 34 (4)). На нижних брусьях каждой пары закреплен батанный механизм (Илл. 33 (2), Илл. 34 (5)) с бердом (Илл. 33 (1)). Каждая пара горизонтальных брусьев скрепляется вертикальными, расположенными параллельно друг другу (Илл. 32 (10)). На вертикальных брусьях крепится товарный валик (Илл. 32 (11), Илл. 33 (3)). В левой части ткацкого станка горизонтальные брусья скреплены двумя параллельными вертикальными брусками (Илл. 32 (12)), расположенными сзади товарного валика. Эти бруски соединены металлическими штырями, на которые крепятся полуподножки (Илл. 33 (6)).

Навой (Илл. 32 (13), Илл. 33 (4)) — это вал, на который наматывается основа. Навой расположен в задней части ткацкого станка.

Товарным валиком (передним навоем) (Илл. 32 (11), Илл. 33 (3)) называется вал, на который навивается готовая ткань. Товарный валик расположен в передней части ткацкого станка. Таким образом, на горизонтальном ткацком станке движение нитей основы происходит с навоя на товарный валик. И навой, и товарный валик имеют храповые колеса (Илл. 35 (1)) с тормозами (Илл. 35 (2)), расположенными с правой стороны ткацкого станка. Вращение навоя производится с помощью ручки (Илл. 34 (6), Илл. 35 (3)), расположенной на правой передней станине ткацкого станка и соединенной с храповым колесом навоя посредством длинного металлического штыря (Илл. 35 (4)) и червячной передачи (Илл. 35 (5)). Товарный валик снабжен рычагом (Илл. 34 (7), Илл. 35 (6)). Когда необходимо навить часть готовой ткани на товарный валик, поступают следующим образом: убирают тормоза с обоих валов и несколько раз поворачивают ручку, затем, когда основа ослабнет, с помощью рычага поворачивают храповое колесо товарного валика, пока не установится натяжение основы. В некоторых ткацких станках система отматывания готовой ткани несколько другая. Если храповое колесо навоя не имеет ручки, то нужно ослабить тормоз навоя, а затем руками повернуть навой несколько раз, после чего рычагом товарного валика отрегулировать натяжение нитей основы.

Илл. 32

Навой и товарный валик имеют так называемые фартуки, представляющие собой отрезы ткани, закрепленные одним концом на навое или товарном валике. Другой конец фартука зашит в виде кармана, в который вставлена деревянная планка. В этой части фартука прорезаны петли. В петли вставляются крепления, которые привязаны к дополнительным планкам для закрепления на них нитей основы.

Верхние связи ткацкого станка представляют собой деревянную рамку, укрепленную на двух вертикальных брусьях (Илл. 32 (8,9), Илл. 36 (1), Илл. 37 (1)). Рассмотрим Илл. 36. Рамка имеет две пары металлических штырей (2,3), на которых закрепляются небольшие деревянные планки (4), имеющие по три сквозных отверстия (5, 6, 7). Отверстия (5) и (6) служат для закрепления планки (4) на штырях (2) и (3). Штыри (3) более толстые, чем штыри (2), потому что планки постоянно закреплены на штырях (3), тогда как штыри (2) используются лишь в процессе заправки ткацкого станка, для того чтобы поставить станок «на тормоз». Штыри (2) и (3) вставляются в отверстия рамки. В передней планке рамки эти отверстия сквозные, а в задней части — глухие. Для фиксации штырей в стационарном положении, в передней части рамки закрепляют небольшие плоские планки (8) с отверстиями (9). Планки (8) закреплена на шурупе (10), благодаря чему, планка может подниматься. Планку (8) поднимают в том случае, когда необходимо вставить или вынуть металлический штырь (2) (вариант А). В остальное время, планка (8) закрывает отверстия в рамке (1), т. к. отверстие (9) надевается на шуруп (1) (вариант Б). Таким образом, деревянные планки (4), будучи закрепленными на штыре (2), находятся в подвижном состоянии и могут подниматься и опускаться. Через отверстие (7) происходит соединение верхних связей ткацкого станка с ремизками.

Илл. 34

Илл. 35

Ремизка (Илл. 33 (5), Илл. 37 (2), Илл. 38 (1)) представляет собой деревянную рамку, на которой закреплены галева.

Галевом (Илл. 37 (3), Илл. 38 (2)) называется нитяная петля, связанная в трех местах таким образом, что в середине петли образуется «глазок», т. е. отверстие (Илл. 38 (3)), в которое продеваются нити основы. Величина «глазка» обычно небольшая -0,7–1 см.

Ремизки соединены веревочными креплениями с подножками (Илл. 37 (4)) через полуподножки (Илл. 37 (5) — верхняя полуподножка; Илл. 37 (6) — нижняя).

Илл. 36

Подножками (Илл. 33 (7), 34 (2), 37 (4)) называются деревянные планки, имеющие сквозные отверстия и расположенные в нижней части ткацкого станка. Через отверстия подножек проходят веревочные крепления, соединяющие их с ремизками. Подножки закрепляются на металлическом штыре специального бруска в задней части ткацкого станка (Илл. 34 (2)).

Илл. 37

Полуподножками называются плоские деревянные планки со сквозными отверстиями для веревочных креплений. Полуподножки располагаются в левой части ткацкого станка на металлических штырях, закрепленных на специальных вертикальных брусках (Илл. 32 (12)), расположенных позади товарного валика. Различают верхние (Илл. 37 (5)) и нижние (Илл. 37 (6)) полуподножки. Схему соединения верхних связей ткацкого станка с ремизками, полуподножками и подножками (так называемую ошнуровку ткацкого станка) рассмотрим на Илл. 37. При выполнении ошнуровки станок необходимо поставить «на тормоз», используя штыри (2), показанные на Илл. 36. Верхняя планка каждой ремизки подвязана к обеим планкам верхних связей ткацкого станка (Илл. 37 (1,2)) через специальные отверстия в этих планках (Илл. 36 (7)). Нижняя планка каждой ремизки подвязана к соответствующей верхней полуподножке (Илл. 37 (5)). Кроме того, планки верхних связей ткацкого станка подвязаны к соответствующей нижней полуподножке (Илл. 37 (6)). Таким образом, на Илл. 36 видно, что в ручном ткацком станке верхние связи ткацкого станка, ремизки и подножки взаимодействуют между собой. Каждая пара верхних связей ткацкого станка может быть связана только с одной ремизкой и одной парой полуподножек (верхней и нижней). Подножка может быть соединена с верхней или нижней полуподножкой. Способ соединения полуподножек ткацкого станка с подножками влияет на переплетение создаваемой ткани (см. 5.7 «Подвязь ткацкого станка»). Количество подножек ткацкого станка не обязательно должно быть равным количеству ремизок, а может быть больше или меньше.

Илл. 38

Следует обратить внимание, что расстояния между нижней планкой ремизки, между верхней и нижней полуподножками и между нижней полуподножкой и подножкой должны быть примерно одинаковыми, т. к. это одно из условий получения в ткачестве чистого зева.

Для того чтобы сделать процесс регулировки расстояний между верхними связями, ремизками, полуподножками и подножками ткацкого станка более легким, в процессе ошнуровки ткацкого станка применяются специальные узлы (Илл. 37 (7, 8)). На схеме ошнуровки ткацкого станка, представленной на Илл. 37, показаны места расположения узлов (7) и (8). Кроме того, данные узлы представлены в более крупном масштабе. Пользуясь увеличенными Илл. 7 и Т, можно увидеть, каким образом можно ослабить узел (7), чтобы отрегулировать длину креплений ткацкого станка.

Батанный механизм (Илл. 33 (1, 2), Илл. 34, (5)) представляет собой два бруска с желобками, в которые вставляется само бердо. Бруски с желобками крепятся на двух вертикальных брусках, а те, в свою очередь, подвижно закреплены на корпусе ткацкого станка. Таким образом, батанный механизм может осуществлять возвратно-поступательные движения и осуществлять прибой утка к опушке ткани.

Бердо (Илл. 39) представляет собой металлическую рамку с поперечными зубьями. В отверстия между зубьями вставляются нити основы. Количество зубьев берда на один см определяет плотность изготавливаемой ткани по берду.

Илл. 39

Илл. 40

Ценовые планки (Илл. 40) представляют собой две плоские деревянные планки с отверстиями по краям. Ценовые планки располагаются в задней части ткацкого станка (за ремизками) и нужны для разделения четных и нечетных нитей основы перед проборкой их в ремизки. Ценовые планки также способствуют более равномерному натяжению нитей основы.

Следующая глава

tech.wikireading.ru

1.3 Виды ткацких станков: вертикальный и горизонтальный

1.3 Виды ткацких станков: вертикальный и горизонтальный

Рассмотрев различные способы получения ткани без ткацкого станка, перейдем к традиционному ткачеству на ручных станках, так называемому «развитому тканью».

Ручные ткацкие станки бывают двух типов: вертикальные и горизонтальные. Первые ткацкие станки были вертикальными, предполагают, что они появились в раннем металлическом веке[51]. Вертикальные ткацкие станки и процесс работы на них отражен в вазовой живописи Древней Греции, рисунках на керамических изделиях доколумбовой Америки (Илл. 2). Существование вертикальных станов на европейской территории подтверждено многочисленными археологическими находками на городищах дьякова и городецкого типа[52].

Илл. 2. Ткачество на вертикальном ткацком станке.

Роспись керамической тарелки. Перу, 3–5 в. до н. э.

Вертикальный ткацкий станок называется так потому, что нити основы на нем располагаются в вертикальной плоскости. Длина изделия определяется здесь высотой ткацкого станка. В древнем ткацком станке нити основы крепились к ветвям деревьев, а снизу оттягивались грузиками — камнями с отверстиями. В процессе эволюции, предположительно в 5 тыс. до н. э. вертикальный станок превратился в раму с перекладинами. Затем горизонтальные перекладины были заменены валами, на которые можно было накручивать основу (верхний вал) и готовую ткань (нижний вал) — так называемыми «накопителями».

Станки вертикального типа получили распространение в средневековой Франции с развитием шпалерного ткачества. Шпалера — вытканный настенный безворсовый ковер, сюжетом которого часто становились религиозные, исторические или мифические сцены. Во Франции такие станки получили название готлисс (фр. — haute — высокая, lisse — основа). В России вертикальный ткацкий станок использовался для производства ковров, а также в традиционном домашнем ткачестве рогож.

Слово «шпалера» происходит от немецкого слова «spalier» и наиболее ранней известной на сегодняшний день шпалера происходит из церкви ев. Гереона в Кельне и относится к 11 в. Предполагается, климат Германии, более влажный и холодный, чем на юге Европы, не позволял использовать в церквях фрески, и шпалера превратилась здесь в так называемую «шерстяную фреску»[53].

Главными центрами Европейского шпалерного ткачества в XIV в. были Париж и Аррас, в XV в. — Аррас и Турне, кроме того, в XV–XVI вв. развивается ткачество «мильфлерами» (фр. «mille fleurs» — тысяча цветов) во французских городах, расположенных в бассейне реки Луары. В XVI в. — города Фландрии — Брюссель, Антверпен, Ауденарде, а также итальянские Феррара и Флоренция. В XVII–XVIII вв. — Королевская шпалерная мануфактура и мануфактура в Бове[54].

С развитием Королевской шпалерной мануфактуры связано появление термина «гобелен», более употребляемого в современном текстильном искусстве, чем «шпалера». Дело в том, что мастерская ручного ткачества первоначально располагалась в отеле «Гобелен», названного так по имени бывшего владельца — знаменитого красильщика Жана Гобелена, в XV в. приехавшего в Париж из Венеции[55].

В Росси развитие шпалерного ткачества связано с именем Петра I, основавшего в Петербурге в 1715 Шпалерную мануфактуру, просуществовавшую до 1858 г. Однако ковроделие существовало в России и раньше. Археологические находки, летописи и литературные источники свидетельствуют о том, что ковры были известны еще во времена Древней Руси. Они служили украшением и утеплением княжеских дворцов и храмов[56].

Горизонтальный ткацкий станок по своей конструкции более сложен, чем вертикальный. Точное время появления горизонтального ткацкого станка не известно. Наиболее ранние свидетельства о нем относятся ко 2 тыс. до н. э. и указывают на его существование в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют многочисленные рисунки, выполненные на стенах египетских гробниц. Предполагают, что в Древней Греции станок горизонтального типа появился в эпоху эллинизма, т. е. в конце IV в. до н. э. — I в. до н. э.[57]. В горизонтальном ткацком станке нити основы расположены в горизонтальной плоскости. В средневековой Франции такой станок назывался «басслисс» (фр, — basse — низкая). Такие станки использовались в шпалерном ткачестве Фландрии.

Первые горизонтальные ткацкие станки, так же как и вертикальные, были очень просты по своей конструкции и представляли собой параллельные бруски, закрепленные на вертикальных опорах. В процессе эволюции возникли многочисленные конструктивные вариации станка: появились накопители основы и ткани (передний и задний валы), педали-подножки и т. д.

Основное преимущество горизонтального станка — возможность вырабатывать длинные ткани. Кроме того, на таком станке можно создавать ткани различных структур. В средние века именно он стал основным типом европейского ткацкого станка[58].

В России XIX в. горизонтальные станки назывались «стан», «кросна», «верстат». Вертикальные и горизонтальные ткацкие станки продолжают использоваться и в современном текстильном искусстве.

Следующая глава

tech.wikireading.ru

1.3 Виды ткацких станков: вертикальный и горизонтальный | Глава 1 История возникновения ткачества | Читать онлайн, без регистрации

1.3 Виды ткацких станков: вертикальный и горизонтальный

Рассмотрев различные способы получения ткани без ткацкого станка, перейдем к традиционному ткачеству на ручных станках, так называемому «развитому тканью».

Ручные ткацкие станки бывают двух типов: вертикальные и горизонтальные. Первые ткацкие станки были вертикальными, предполагают, что они появились в раннем металлическом веке[51]. Вертикальные ткацкие станки и процесс работы на них отражен в вазовой живописи Древней Греции, рисунках на керамических изделиях доколумбовой Америки (Илл. 2). Существование вертикальных станов на европейской территории подтверждено многочисленными археологическими находками на городищах дьякова и городецкого типа[52].

Илл. 2. Ткачество на вертикальном ткацком станке.

Роспись керамической тарелки. Перу, 3-5 в. до н.э.

Вертикальный ткацкий станок называется так потому, что нити основы на нем располагаются в вертикальной плоскости. Длина изделия определяется здесь высотой ткацкого станка. В древнем ткацком станке нити основы крепились к ветвям деревьев, а снизу оттягивались грузиками – камнями с отверстиями. В процессе эволюции, предположительно в 5 тыс. до н.э. вертикальный станок превратился в раму с перекладинами. Затем горизонтальные перекладины были заменены валами, на которые можно было накручивать основу (верхний вал) и готовую ткань (нижний вал) -так называемыми «накопителями».

Станки вертикального типа получили распространение в средневековой Франции с развитием шпалерного ткачества. Шпалера – вытканный настенный безворсовый ковер, сюжетом которого часто становились религиозные, исторические или мифические сцены. Во Франции такие станки получили название готлисс (фр. – haute – высокая, lisse – основа). В России вертикальный ткацкий станок использовался для производства ковров, а также в традиционном домашнем ткачестве рогож.

Слово «шпалера» происходит от немецкого слова «spalier» и наиболее ранней известной на сегодняшний день шпалера происходит из церкви ев. Гереона в Кельне и относится к 11 в. Предполагается, климат Германии, более влажный и холодный, чем на юге Европы, не позволял использовать в церквях фрески, и шпалера превратилась здесь в так называемую «шерстяную фреску»[53].

Главными центрами Европейского шпалерного ткачества в XIV в. были Париж и Аррас, в XV в. – Аррас и Турне, кроме того, в XV-XVI вв. развивается ткачество «мильфлерами» (фр. «mille fleurs» -тысяча цветов) во французских городах, расположенных в бассейне реки Луары. В XVI в. – города Фландрии – Брюссель, Антверпен, Ауденарде, а также итальянские Феррара и Флоренция. В XVII-XVIII вв. – Королевская шпалерная мануфактура и мануфактура в Бове[54].

С развитием Королевской шпалерной мануфактуры связано появление термина «гобелен», более употребляемого в современном текстильном искусстве, чем «шпалера». Дело в том, что мастерская ручного ткачества первоначально располагалась в отеле «Гобелен», названного так по имени бывшего владельца -знаменитого красильщика Жана Гобелена, в XV в. приехавшего в Париж из Венеции[55].

В Росси развитие шпалерного ткачества связано с именем Петра I, основавшего в Петербурге в 1715 Шпалерную мануфактуру, просуществовавшую до 1858 г. Однако ковроделие существовало в России и раньше. Археологические находки, летописи и литературные источники свидетельствуют о том, что ковры были известны еще во времена Древней Руси. Они служили украшением и утеплением княжеских дворцов и храмов[56].

Горизонтальный ткацкий станок по своей конструкции более сложен, чем вертикальный. Точное время появления горизонтального ткацкого станка не известно. Наиболее ранние свидетельства о нем относятся ко 2 тыс. до н. э. и указывают на его существование в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют многочисленные рисунки, выполненные на стенах египетских гробниц. Предполагают, что в Древней Греции станок горизонтального типа появился в эпоху эллинизма, т.е. в конце IV в. до н.э. – I в. до н.э.[57]. В горизонтальном ткацком станке нити основы расположены в горизонтальной плоскости. В средневековой Франции такой станок назывался «басслисс» (фр,-basse – низкая). Такие станки использовались в шпалерном ткачестве Фландрии.

Первые горизонтальные ткацкие станки, так же как и вертикальные, были очень просты по своей конструкции и представляли собой параллельные бруски, закрепленные на вертикальных опорах. В процессе эволюции возникли многочисленные конструктивные вариации станка: появились накопители основы и ткани (передний и задний валы), педали-подножки и т.д.

Основное преимущество горизонтального станка -возможность вырабатывать длинные ткани. Кроме того, на таком станке можно создавать ткани различных структур. В средние века именно он стал основным типом европейского ткацкого станка[58].

В России XIX в. горизонтальные станки назывались «стан», «кросна», «верстат». Вертикальные и горизонтальные ткацкие станки продолжают использоваться и в современном текстильном искусстве.

velib.com


Смотрите также

  • Станки для заточки сверл по металлу
  • Правильно отрезной станок для проволоки
  • Резец станка при обработке
  • Станок токарный 1к625 технические характеристики
  • Станок для правки велосипедных колес
  • Можно ли бритвенный станок брать в самолет
  • Станок для усиления профильной трубы своими руками чертежи
  • Станок для производства черенков
  • Поделки по дереву на токарном станке
  • Горбыльный трехпильный станок
  • Станок для сверления отверстий в бетоне