Изобретением, без которого сегодня трудно представить всеобщую грамотность населения, является печатный станок. Несомненно, эта машина изменила мир к лучшему. Но когда она появилась в нашем обиходе и какова ее история?
Сегодня научный мир придерживается мнения, что первый печатный станок построил немецкий предприниматель Иоганн Гуттенберг. Однако имеются достоверные факты, что похожие приспособления использовались людьми и намного раньше. Еще жители древнего Вавилона ставили на глине печати с помощью краски и штемпеля. В первом веке нашей эры в Азии и Европе были распространенными ткани, декорированные узорами. Во времена античной культуры штампы ставили на папирусе, а китайцы имели бумагу, на которой распечатывали молитвы с помощью деревянных шаблонов, уже во втором столетии нашей эры.
В Европе выпуск книг был уделом монастырей. Сначала они переписывались монахами вручную. Потом они делали шаблон страницы и отпечатывали его, но такой процесс был долгим, и для новой книги нужен был новый образец.
Практически сразу же резные доски заменили литерами из металла, которые наносили чернила на масляной основе с помощью пресса. Считается, что прием рассыпного шрифта впервые был использован Гуттенбергом (1436 год). Именно его подпись украшает наиболее древний печатный станок. Однако французы и голландцы оспаривают данный факт, утверждая, что такую важную машину изобрели именно их соотечественники.
Итак, на вопрос о том, кто изобрел печатный станок, большинство наших современников ответит, что это был Иоганн Гуттенберг. Родился он в Майнце в семье из старинного дворянского рода Гонцфлейшей. Доподлинно неизвестно, почему он покинул родной город, занялся ремеслом и взял фамилию матери. Однако в Страсбурге он совершил главное изобретение века.
Как устроен его печатный станок, Гуттенберг скрывал. Однако сегодня можно утверждать, что вначале он был деревянным. Есть известия, что его первый шрифт существовал еще в шестнадцатом веке. Каждая литера имела отверстие, в которое продевалась веревка, связывающая набранные строки. Но дерево - материал недостаточно хороший для такого дела. Буквы со временем набухали или высыхали, делая печатный текст неровным. Поэтому Гуттенберг начал вырезать штамп из свинца или олова, а потом отливать литеры – получалось намного легче и быстрее. Печатный станок фактически приобрел свой современный вид.
Станок для книгопечатания работал так: изначально изготавливались литеры в зеркальном виде. Ударяя молотком по ним, мастер получал на медной пластинке оттиски. Так изготавливалось нужное количество букв, которые использовались многократно. Затем из них складывали слова и строки. Первой продукцией Гуттенберга была грамматика Доната (тринадцать изданий) и календари. Наловчившись, он отважился на более сложное дело: первая печатная Библия имела 1286 страниц и 3400000 знаков. Издание было красочным, с картинками, а заглавные буквы рисовались художниками вручную.
Дело Гуттенберга продолжилось. На Руси такой станок появился в 1563 году, когда по приказу Ивана Грозного Федоров построил свою машину.
fb.ru
Вы здесь
Оглавление:
Иоганн Гутенберг – одна из наиболее известных личностей в истории. По состоянию на середину 20-го века количество работ по тематике «гутенберговедение» превышало несколько тысяч наименований, после этого появились еще тысячи.
Гутенберг не был изобретателем книгопечатания. Он был новатор, создатель уникального станка с подвижными литерами. В этом качестве он вошел в историю.
Известно, что печать книг изобреталась минимум дважды. В первом тысячелетии его изобрели древние китайцы. По европейским источникам это произошло в 6 веке, по китайским – в десятом. Достоверно известно, что первый печатный текст, точно датированный по времени – это Алмазная сутра, и появилась она в 868 году.
Штучная печать, с помощью которой можно было воспроизвести различные рисунки или тексты, использовалась в Китае в эпоху Хань. В 10 веке печать происходила преимущественно на бумаге. В те годы было напечатано несколько тысяч сутр, выходили сочинения Конфуция и его учеников. Опытный печатник за рабочий день создавал около 2000 двойных страниц.
Второй раз книгопечатание появилось несколько веков спустя в Европе. Здесь также использовался метод ксилографии – получение оттиснутых изображений с деревянных досок. Этот метод известен в Европе с начала 14-го века.
Несмотря на обилие современных работ, достаточно полной и связной биографии книгопечатника не существует. При жизни он не был известен настолько, чтобы быть занесенным в официальные источники. Неизвестна даже дата рождения – называют разные даты между 1395 и 1400 годом.По профессии Гутенберг был ювелиром. Он шлифовал полудрагоценные камни, изготавливал зеркала, обучал молодых ювелиров. Чтобы обучать начинающих, он сам должен был получить звание мастера и доказать профессиональные умения, но где учился он сам – неизвестно.
Параллельно с основной деятельностью он экспериментировал в области книгопечатания. Очевидцы утверждали, что некий прообраз печатного пресса стоял в его мастерской уже в 1438-39 годах.
Большинство исследователей сходится во мнении, что первый печатный станок Гутенберг разработал к 1440 году. Суть изобретения состояла в следующем: он сделал специальные выпуклые металлические буквы. Буквы были «подвижными», что сделало Гутенберга создателем первого европейского наборного шрифта. Они были сделаны в зеркальном виде таким образом, что на бумаге оставался текст в обычном формате.
Печатный станок Гутенберга – это достаточно крупное сооружение, которое с помощью специальных брусьев крепилось к потолку и полу. Основная часть станка – тяжелый пресс с рычагом. Под ним располагался идеально плоский стол, талер, который при необходимости можно было выдвигать из-под пресса.
Многие исследователи считают, что основой для изобретения печатного станка Гутенберга послужил обычный винный пресс, имевший аналогичный механизм.
Литеры для станка делались следующим образом:
Для оптимизации работы изобретатель создал специальный инструмент, облегчающий литье букв. Этот инструмент представляет собой специальный желоб. С одной стороны в желоб вставляется матрица, с другой стороны заливается расплавленный свинец. После этого желоб открывается, из него извлекается готовая литера. При таком способе изготовления, одна матрица использовалась для создания любого количества литер.
Видео об изобретении печатного станка Гутенберга
Для организации собственной типографии у Гутенберга не было денег, потому он заключил партнерство с ростовщиком из Майнца, Иоганном Фустом. Фуст дал деньги на открытие типографии и обязался по договору ежегодно выплачивать определенную сумму на текущие расходы. Партнерство оказалось неудачным. Дополнительных сумм Фуст не выдавал, при этом, когда Гутенберг не выплатил процент по договору, обратился в суд и отсудил типографию. Это сделало Фуста одним из первых европейских книгопечатников и породило немецкую легенду о том, что изобретателем и первым печатником был именно он.
Изобретение печатного станка приписывалось еще нескольким первопечатникам из разных стран. Но, сопоставляя известные данные и свидетельства очевидцев, ученые пришли к выводу, что первым был именно Иоганн Гутенберг.
Одной из первых книг, выпущенных после изобретения печатного станка Гутенберга, является 42-строчный экземпляр Библии, названный в народе Библией Гутенберга.
При создании этой книги на первом печатном станке было сделано несколько сопутствующих доработок и изобретений:
В процессе работы над тиражом работники Гутенберга отлили около ста тысяч литер готическим шрифтом.
Помимо 42-строчной Библии, которую несколько веков спустя прозвали Библией Мазарини, Иоганн Гутенберг на первом печатном станке напечатал несколько других книг. Среди них еще одна Библия, изданная в 36 строк, различные папские индульгенции и учебник по латинской грамматике.
Через несколько лет ростовщик Фуст отсудил печатный станок Гутенберга, фото которого выставлены в интернете. После этого печатник построил второй станок и издал еще несколько книг.
Изобретение печатного станка имело огромный резонанс в мире:
Видео о работе печатного станка Гутенберга
До 18 века печатный станок оставался практически неизменным. Постепенно тиражи книг увеличивались, их производство удешевлялось, и печатное слово стало доступно каждому желающему.
Как Вы считаете, какую роль в истории сыграл печатный станок Гутенберга? Поделитесь своим мнением в комментариях.
www.rutvet.ru
Современную жизнь невозможно представить без того изобретения, которое подарил миру простой немецкий ремесленник Иоганн Гутенберг. Книгопечатание, основателем которого он стал, до такой степени изменило ход мировой истории, что по праву отнесено к величайшим достижениям цивилизации. Его заслуга столь велика, что незаслуженно забываются те, кто ещё за много веков до этого создавал основу будущего открытия.
История книгопечатания берёт своё начало в Китае, где ещё в III веке вошла в употребление техника так называемой штучной печати – оттиск на текстиле, а позже и на бумаге различных рисунков и коротких текстов, вырезанных на деревянной доске. Такой метод получил название ксилографии и из Китая быстро распространился по всей Восточной Азии.
Следует отметить, что печатные гравюры появились значительно раньше, чем книги. До наших дней дошли отдельные образцы, выполненные уже в первой половине III века, когда в Китае правили представители династии Хань. В этот же период появилась и техника трёхцветной печати на шёлке и бумаге.
Создание первой печатной книги исследователи относят к 868 году – именно эта дата стоит на самом раннем издании, выполненным в технике ксилографии. Она появилось в Китае и представляла собой сборник религиозно-философских текстов, озаглавленный «Алмазная сутра». Во время раскопок храма Кёнджи в Корее был найден образец печатного изделия, выполненныйпочти на столетие раньше, но, в силу некоторых особенностей, он относится, скорее, к разряду амулетов, чем книг.
На Ближнем Востоке штучная печать, то есть, как было сказано выше, выполненная с доски, на которой вырезался текст или рисунок, вошла в употребление в середине IV столетия. Ксилография, называемая по-арабски «тарш», получила распространение в Египте и своего расцвета достигла к началу X века.
Данный метод применялся главным образом для печатания текстов молитв и изготовления письменных амулетов. Характерной особенностью египетской ксилографии является использование для оттисков не только деревянных досок, но и изготовленных также из олова, свинца и обожжённой глины.
Однако, как бы ни совершенствовалась технология штучной печати, её главным недостатком была необходимость для каждой очередной страницы заново вырезать весь текст. Прорыв в этом направлении, благодаря которому история книгопечатания получила значительный импульс, произошёл также в Китае.
По сообщению выдающегося учёного и историка прошедших веков Шэнь Ко, китайскому мастеру Би Шену, жившему в период с 990 по 1051 год, пришла в голову идея сделать из обожжённой глины подвижные литеры и поместить их в специальные рамки. Это позволяло набирать из них определённый текст, а после печатанья необходимого количества экземпляров рассыпать и использовать заново в иных сочетаниях. Так был изобретён подвижный шрифт, используемый вплоть до наших дней.
Однако эта гениальная идея, ставшая основой всего будущего книгопечатания, не получила в тот период должного развития. Объясняется это тем, что в китайском языке существует несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого шрифта представлялось слишком затруднительным.
Между тем, рассматривая все этапы книгопечатания, следует признать, что наборными литерами впервые воспользовались не европейцы. Известна сохранившаяся до наших дней единственная книга религиозных текстов, изготовленная в 1377 году в Корее. Как установили исследователи, она была отпечатана с использованием технологии подвижного шрифта.
В христианской Европе техника штучной печати появилась около 1300 года. На её основе производились всевозможные религиозные изображения, выполненные на ткани. Они были подчас достаточно сложными и многоцветными. Примерно через столетие, когда бумага стала относительно доступной, на ней стали печатать христианские гравюры, и параллельно с этим – игральные карты. Как это ни парадоксально, но прогресс печатного дела послужил одновременно и святости, и пороку.
Однако в полной мере история книгопечатания начинается с изобретения печатного станка. Эта честь принадлежит немецкому ремесленнику из города Майнца Иоганну Гутенбергу, разработавшему в 1440 году способ многократного нанесения оттисков на листы бумаги, используя при этом подвижные литеры. Несмотря на то что в последующие века первенство в этой области приписывалось иным изобретателям, у серьёзных исследователей нет оснований сомневаться в том, что появление книгопечатания связано именно с его именем.
Изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовил из металла буквы в их перевёрнутом (зеркальном) виде, а затем, набрав из них строки, делал на бумаге оттиск при помощи специального пресса. Как и у большинства гениев, у Гутенберга были блестящие идеи, но отсутствовали средства на их реализацию.
Чтобы дать жизнь своему изобретению, гениальный ремесленник был вынужден обратиться за помощью к майнцкому дельцу по имени Иоганн Фуст и заключить с ним договор, в силу которого тот был обязан финансировать будущее производство, а за это имел право получать определённый процент от прибыли.
Несмотря на внешнюю примитивность используемых технических средств и отсутствие квалифицированных помощников, изобретатель первого печатного станка сумел в короткий срок изготовить целый ряд книг, наиболее известной из которых является знаменитая «Библия Гутенберга», хранящаяся в музее города Майнца.
Но уж так устроен мир, что в одном человеке редко уживается дар изобретателя с навыками хладнокровного дельца. Очень скоро Фуст воспользовался невыплаченной ему в срок частью прибыли и через суд прибрал к рукам всё дело. Он стал единоличным собственником типографии, и этим объясняется тот факт, что в течение длительного времени именно с его именем ошибочно связывали создание первой печатной книги.
Как уже говорилось выше, очень многие народы Западной Европы оспаривали у Германии честь считаться основателями книгопечатания. В связи с этим упоминается несколько имён, среди которых наиболее известны Иоганн Ментелин из Страсбурга, сумевший в 1458 году создать типографию, подобную той, которая была у Гутенберга, а также Пфистер из Бамберга и голландец Лоренс Костер.
Не остались в стороне и итальянцы, утверждающие, что их соотечественник Памфилио Кастальди является изобретателем подвижного шрифта, и что именно он передал свою типографию немецкому коммерсанту Иоганну Фусту. Однако никаких серьёзных доказательств подобного утверждения представлено не было.
И, наконец, остановимся подробнее на том, как развивалась история книгопечатания на Руси. Хорошо известно, что первой печатной книгой Московского государства является «Апостол», изготовленный в 1564 году в типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца. Оба они являлись учениками датского мастера Ганса Миссенгейма, присланного королём по просьбе царя Ивана Грозного. В послесловии книги указано, что их типография была основана в 1553 году.
Как утверждают исследователи, история книгопечатания в Московском государстве получила развитие в результате того, что возникла острая необходимость в исправлении многочисленных ошибок, вкравшихся в тексты религиозных книг, долгие годы копировавшихся от руки. По невнимательности, а подчас и умышленно переписчики вносили искажения, которых с каждым годом становилось всё больше.
Состоявшийся в 1551 году в Москве церковный собор, получивший название «Стоглавого» (по количеству глав в его заключительном постановлении), издал указ, на основании которого все рукописные книги, в которых были замечены ошибки, изымались из пользования и подлежали исправлению. Однако зачастую подобная практика приводила лишь к новым искажениям. Вполне понятно, что решением проблемы могло быть лишь повсеместное введение печатных изданий, многократно тиражирующих оригинальный текст.
Об этой проблеме были хорошо осведомлены за границей, и поэтому, преследуя коммерческие интересы, во многих европейских странах, в частности, в Голландии и Германии, наладили печатание книг из расчёта на их сбыт среди славянских народов. Это создало благоприятную почву для последующего создания целого ряда отечественных типографий.
Ощутимым толчком для развития печатного дела на Руси явилось учреждение в ней патриаршества. Первый предстоятель Русской православной церкви патриарх Иов, занявший престол в 1589 году, с первых дней начал прилагать усилия для обеспечения государства надлежащим количеством духовной литературы. В период его правления книгопечатанием заведовал мастер по фамилии Невежа, выпустивший в свет четырнадцать различных изданий, по своим характерным особенностям весьма близких к «Апостолу», который отпечатал Иван Федоров.
История книгопечатания более позднего периода связана с именами таких мастеров, как О. И. Радищевский-Волынцев и А. Ф. Псковитин. Из их типографии вышло много не только духовной литературы, но и образовательных книг, в частности, пособий по изучению грамматики и освоению навыков чтения.
Резкий спад в развитии типографского дела произошёл в начале XVII века и был обусловлен событиями, связанными с польско-литовской интервенцией и получившими название Смутного времени. Часть мастеров была вынуждена прервать своё занятие, а остальные погибли или покинули пределы России. Возобновилось массовое книгопечатание лишь после восшествия на престол первого государя из Дома Романовых – царя Михаила Фёдоровича.
Не остался равнодушным к типографскому производству и Пётр I. Посетив во время своего европейского вояжа Амстердам, он заключил с голландским купцом Яном Тессингом договор, по которому тот имел право производить печатную продукцию на русском языке и привозить её для сбыта в Архангельск.
Кроме того, государем был дан заказ на изготовление нового гражданского шрифта, вошедшего в повсеместное употребление в 1708 году. Спустя три года в Санкт-Петербурге, готовящемся стать столицей России, была учреждена самая большая в стране типография, ставшая впоследствии синодальной. Отсюда, с берегов Невы, книгопечатание зашагало по всей стране.
fb.ru
Распечатанные листы сторублевых банкнот на Пермской печатной фабрике Гознака
Владимир Смирнов / ИТАР-ТАСС
В последнее время в средствах массовой информации, в экономических дискуссиях и высказываниях политиков все чаще стало появляться выражение «включить печатный станок». Во многом это связано с предложением Столыпинского клуба по стимулированию экономического роста за счет целевой денежной эмиссии Банка России. Что же обычно понимается под этой фразой и чем «включение печатного станка» отличается от других мер кредитно-денежной политики? Каковы его возможные последствия для экономики? И есть ли примеры успешного использования «печатного станка» для стимулирования экономического роста? Попробуем разобраться.
Сразу стоит сделать две оговорки. Во-первых, наличные деньги в современном мире составляют совсем незначительную часть денежного обращения. И когда мы сегодня говорим о «печатании денег», то речь обычно идет об увеличении остатков денежных средств на счетах в коммерческих банках, то есть о создании электронных денег, а не о физической печати денежных купюр.
Во-вторых, стандартные меры стимулирующей кредитно-денежной политики, такие как снижение ключевой ставки центрального банка, также в определенной мере подразумевают печать денег. Для снижения краткосрочных ставок денежного рынка центральный банк обычно покупает у коммерческих банков краткосрочные государственные облигации или другие ценные бумаги за счет свеженапечатанной ликвидности. Это, в свою очередь, обычно (но не всегда) приводит к росту кредитования банками экономики и созданию новых денег. Аналогично модное в последнее время «количественное смягчение», основанное на масштабной покупке центральным банком у коммерческих банков или других финансовых институтов долгосрочных ценных бумаг, является вариантом печатания денег.
Что же означает выражение «включить печатный станок»? Под этим экономисты обычно понимают более узкую ситуацию, когда центральный банк напрямую и на постоянной основе финансирует дефицит государственного бюджета за счет денежной эмиссии, то есть, по существу, печатает деньги на нужды правительства. Чаще всего это делается с помощью прямых покупок центробанком государственных долговых ценных бумаг у правительства, то есть за счет монетизации государственного долга. Получается, что центробанк решает не свойственные ему задачи (например, понижение инфляции), а прежде всего удовлетворяет потребности государства в деньгах. Понятно, что произойти это может, только если центральный банк теряет независимость, а его руководство подчиняется главе правительства или министру финансов.
Произойти это может, только если центральный банк теряет независимость, а его руководство подчиняется главе правительства или министру финансов
Включение печатного станка приводит к увеличению денежной массы и является вариантом мягкой кредитно-денежной политики, хотя стимулирование совокупного спроса в экономике не основная его цель. В отличие от снижения ключевой ставки или количественного смягчения такая политика редко дает возможность центральному банку ужесточить денежную политику с помощью изъятия денег из экономики в случае ускорения инфляции и перегрева экономики. Это грозит сваливанием в гиперинфляционную спираль, и исторических примеров тому множество. Поэтому сегодня центральные банки в развитых странах всегда защищают свою независимость от правительства, демонстрируют приверженность цели низкой и стабильной инфляции и подчеркивают тот факт, что они никогда не монетизируют государственный долг, то есть не покупают государственные ценные бумаги напрямую у правительства.
Как и другие меры стимулирующей кредитно-денежной политики, включение печатного станка не является вечным двигателем экономического роста. Такая политика может иметь значительный краткосрочный успех в случае, если экономика находится в ситуации глубокой дефляционной рецессии, с падающим потребительским и инвестиционным спросом, снижающимися ценами на товары и услуги (дефляцией), стагнирующим фондовым рынком. Образно говоря, для пациента с низким давлением и общей депрессией немного стимулятора в виде чашечки крепкого кофе будет только пользой.
Намного менее эффективны печатание денег и мягкая кредитно-денежная политика для борьбы с кризисами, вызванными шоками предложения (войны и революции, неурожай, резкое ухудшение условий торговли или внезапная остановка притока международного капитала). После таких событий падает выпуск и растет инфляция, и запуск печатного станка может только ускорить рост цен, без значительного эффекта для экономического роста. Другими словами, для пациента с общей депрессией, но высоким давлением крепкий кофе не поможет и даже противопоказан.
И тем более включение печатного станка бессильно в обеспечении устойчивого долгосрочного роста. Постоянное печатание денег приводит только к инфляции с риском попадания в гиперинфляционную спираль, когда разрушается денежное обращение и финансовая система, полностью останавливается инвестиционная активность, а экономика попадает в глубокую депрессию. Пациент превращается в наркомана, который не может жить без стимуляторов, хотя они разрушают его организм. Поэтому так важно, чтобы прием лекарства назначал и контролировал опытный и неподкупный доктор (независимый центральный банк), для которого здоровье пациента важнее всего.
Поэтому и столь опасно предложение Столыпинского клуба по эмиссионному стимулированию экономического роста. Авторы этой идеи, по существу, предлагают расширить директивное кредитование экономики, то есть хотят обязать коммерческие банки и институты развития (Внешэкономбанк, МСП банк, АИЖК и др.) выдавать долгосрочные кредиты по субсидированной (более низкой, чем рыночная) ставке процента на финансирование новых инвестиционных проектов в промышленности, на развитие малого и среднего бизнеса и стимулирование жилищного строительства. Однако связанные с этим убытки банков и институтов развития предлагается покрывать не за счет государственного бюджета, как это делается сейчас, а с помощью рефинансирования и рекапитализации Банком России, при этом на сумму не менее 1,5 трлн рублей в год в течение пяти лет.
Одновременно предлагается изменение мандата Банка России, обязывая его «совместно с правительством проводить не ограничительную, а стимулирующую кредитно-денежную политику и таргетировать не только инфляцию, но и рост ВВП и низкие долгосрочные ставки процента». И хотя авторы этой идеи всячески подчеркивают, что напечатанные деньги не будут направлены на текущие государственные расходы или покрытие государственного долга, по сути, это предложение является вариантом «включения печатного станка», когда центральный банк начинает выполнять несвойственные ему квазифискальные функции.
Давайте теперь обратимся к истории. Одним из немногих относительно успешных примеров включения печатного станка является Япония в 30-х годах XX века.
republic.ru