Вязкость - это сопротивление жидких веществ перемещению или перемешиванию. Кинематическая вязкость измеряется в стоксах и м2/с. Вязкость материала зависит от его состава и температуры окружающей среды. Понятно, что водно-дисперсионные растворы будут обладать меньшей вязкостью. Но зато краски, например, при наименьшей вязкости имеют большую площадь покрытия, растекаются. Используйте специальный прибор. Вязкость измеряется вискозиметром ВЗ – 246 (ГОСТ 9070-75), который используется при нормальном давлении 0,1 МПа и температуре 20±20С. Данный вискозиметр состоит из воронки определенного объема и сопла определенного диаметра. Вискозиметр ВЗ – 246 измеряет условную (ньютоновскую) вязкость – время истечения заданного материала через калиброванное отверстие сопла, когда на материал не воздействуют никакие усилия, кроме силы тяжести.Знание параметра вязкости необходимо для выбора лакокрасочных материалов в строительстве, изготовления масел и смазывающих веществ для техники, печатании книг и газет. При приобретении лакокрасочных материалов в магазине, вы можете узнать вязкость выбранного изделия, прочитав его значение на упаковке. Однако если упаковка повреждена, вполне возможно и разбавление краски растворителями, что приводит к ухудшению ее эксплуатационных свойств, покрытия и высыхания. В этом случае, зная исходную вязкость материала, вы можете измерить ее самостоятельно. Возьмите конусообразную воронку объемом 100 мл и диаметром сечения сопла 4мм. Установите ее строго вертикально. Нагрейте проверяемый материал до температуры 200С и залейте в воронку. Сопло воронки должно быть закрыто. Откройте сопло и засеките время, которое требуется материалу для непрерывного истекания из воронки. Конечное время истекания - момент, когда материал перестает течь струйкой и начинает капать.
При испытании необходимо учитывать, что водно-дисперсионные растворы, очень чувствительны к нагреву. Небольшое превышение температуры нагревания может увеличить вязкость на несколько секунд.
Увеличение вязкости ведет к уменьшению площади покрытия. На краске могут остаться следы материалов покрытия (кисти), зато плотность покрытия увеличится. Специальные вещества, добавляемые в краски, делают их тиксотропными, т. е. уменьшают способность к растеканию при меньшей вязкости. Что такое вязкость? Под этим термином понимается способность жидкого или газообразного вещества оказывать сопротивление внешнему воздействию, стремящемуся «переместить» один его слой относительно другого. Чем больше это сопротивление, тем, соответственно, более вязким является вещество. Такие примеры постоянно встречаются в быту, например, растительное масло гораздо более вязкое, тягучее, нежели вода. Как можно измерять вязкость? Для этого существует целый класс приборов – «вискозиметров».www.kakprosto.ru
Приветствую, друзья! В прошлый раз мы обезжирили и обдули наш кузов. Осталось залить краску в бачок краскопульта и можно приступать к покраске. Но перед этим ее обязательно нужно правильно разбавить и довести до необходимой рабочей вязкости.
Сегодня вы узнаете:
«Вязкость» от латинского viscosus — липкий, клейкий.
Давайте на примере грунта-наполнителя разберемся, почему так важно доводить лакокрасочные материалы до нужной вязкости.
Итак, поверхность, которую мы собираемся покрывать наполнителем, имеет различного рода микронеровности, оставшиеся после подготовки (шлифовальные риски, поры и т.д.). Так вот, если мы нанесем слишком жидкий наполнитель, его тонкая пленка будет не в состоянии с запасом на шлифовку перекрыть эти микроуглубления (по аналогии: если положить на дно банки камушки и налить воды, не покрывая камни «с головой»). В результате поверхность останется неровной, а материал, по большому счету, потрачен зря. Приходится делать лишнюю работу — повторно наносить наполнитель. А это лишние расходы времени, материалов и бесценных нервов подготовщика/маляра.
Возьмем обратную ситуацию с нанесением слишком густого наполнителя. Казалось бы, здесь проблем уж точно не должно быть. Как бы не так. Слишком густой и нетекучий наполнитель, опять-таки, не сможет толком заполнить все микронеровности — его проникающая способность слишком низкая и он попросту не способен затечь в эти углубления (как футбольный мяч не может упасть в лунку для гольфа). Покрытие получается неплотное, наполнитель плохо сцепляется с поверхностью и в дальнейшем начинает отслаиваться. Не слишком радужная перспектива, однако и на этом неприятности не заканчиваются. Очень густой наполнитель не сможет растечься по поверхности гладким слоем, в результате чего образуется повышенная шагрень, что приводит к мучениям и перерасходу шлифовальных материалов при шлифовке. И это только грунт-наполнитель! Что уж говорить за краски и лаки. Глянец, оттенок, адгезия опять же… Все это напрямую зависит от вязкости.
Вы можете спросить: «А что, если развести пожиже, чтобы везде затекло, хорошо сцепилось и растеклось гладко, а нанести потолще, чтобы был запас для выравнивания шлифовкой?» Не советую. Толстый слой жидкого материала содержит большое количество растворителя — покрытие будет очень долго отвердевать (до полного высыхания не часы и не дни — месяцы), а нанесенная поверх не высохшего грунта эмаль может сморщиваться и отслаиваться. Кроме того, повышается вероятность возникновения такого распространенного дефекта, как «кипение» и множества других дефектов.
Итак, зачем нужно контролировать вязкость мы разобрались — для того, чтобы пленка лакокрасочного покрытия была красивой и надежной. Как же ее измерить-то, эту вязкость?
Для измерения вязкости лакокрасочных материалов существует специальный прибор — вискозиметр. Обязательно купите его, стоит он копейки, а сэкономить на материалах в последствии может не одну тысячу. Ну и конечно же, куда без дедовского способа измерения вязкости «на глаз». Теперь обо всем по порядку.
Обычно вязкость лакокрасочных материалов измеряется вискозиметром типа «чашка Форда». Он представляет собой цилиндрическую мерную емкость объемом 100 см³ с конической нижней частью и отверстием в ней. Диаметр отверстия может быть разным — 2, 4, 6, 8 мм. Время (в секундах), через которое лакокрасочный материал вытечет через это отверстие — и есть его вязкость. Чем больше время — тем вязкость выше.
Вискозиметр DIN4
Для измерения вязкости эмалей, лаков и грунтов чаще всего используется вискозиметр с диаметром отверстия 4 мм (№4 стандарта DIN (DIN4), или ВЗ-4 в нашем стандарте). Измерения проводятся при температуре 20 °C. Отклонения от этой температуры чреваты неточными измерениями, ведь при повышении температуры вязкость понижается, а при понижении, наоборот, повышается.
Итак, наполняем вискозиметр краской (лаком, грунтом) до краев, включаем секундомер и одновременно открываем отверстие вискозиметра. Когда жидкость перестанет течь непрерывной струей (капли не в счет), выключаем секундомер. Секунды, зафиксированные на секундомере — и есть вязкость измеряемой жидкости в так называемых «DIN-секундах». К примеру, вязкость воды при 20 °С по DIN4 — 13 секунд.
Определение вязкости по вискозиметру
Точная рекомендуемая рабочая вязкость обязательно указывается в технической документации к продукту. Допустим, указанная вязкость — 22 секунды. Если краска вытекала дольше, значит ее вязкость выше рекомендуемой и ее необходимо еще разбавлять.
Если вискозиметра под рукой не имеется или производитель не указал вязкость ни на банке, ни в «техничке» (или указал, скажем, в единицах Ford при температуре в фаренгейтах), тогда приходиться определять ее опытным путем. Кроме того, определять вязкость с помощью вискозиметра бывает не всегда удобно (когда приходится работать с небольшими объемами краски, меньше объема воронки).
Берем чистую деревянную палочку, а лучше металлическую пластинку длиной 15-20 см (или специальную линейку) и окунаем ее в смесь продукта с отвердителем (если добавляется) и разбавителем (если добавляется). Хорошенько перемешав смесь до однородной консистенции, поднимаем палочку и смотрим, как стекает краска. Если она слишком вязкая — добавляем понемногу разбавителя, если слишком жидкая — добавляем основной продукт и отвердитель. Грубо говоря — нравится как стекает краска — хорошо, идем красить, не нравится — делаем жиже или гуще.
Если вы заказывали краску «на подборе» в лаборатории, корректировать ее вязкость, как правило, не приходится. Вам выдадут три емкости — с краской, отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем. Смешав эти компоненты вы получите материал нужной рабочей вязкости «под распылитель».
Для соблюдения пропорций при смешивании удобно пользоваться специальными мерными емкостями или линейками.
Мерная линейка представляет собой алюминиевую пластину, на которую нанесены деления для точного смешивания компонентов в определенной пропорции. Для разных пропорций — разные линейки (2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д).
Линейка для замера и перемешивания лакокрасочного материала в пропорции 2:1
Расчет соотношения компонентов с помощью мерной линейки
Мерная емкость — это прозрачная пластиковая банка с разметкой пропорций. Пользоваться такими емкостями очень удобно. Если у вас нету такой банки, можно изготовить ее подобие из прозрачной пластиковой бутылки из-под растворителя или пластикового стакана. Если берете стакан, протестируйте его — налейте немного растворителя и посмотрите, не прожигает ли он дырки. Затем делаем разметку, несколько раз наливая равные объемы (например, отмеренные медицинским десятикубовым шприцем) и делая соответствующие пометки. Теперь отмерить, к примеру, две части краски и одну часть отвердителя для нас не составит никаких проблем. Но лучше и проще, все-таки, купить мерную емкость. Они выпускаются различных объемов и продаются в магазинах лакокрасочных материалов.
Мерная емкость для приготовления ЛКМ
При приготовлении акриловых эмалей и лаков важно помнить, что эти материалы двухкомпонентные (2K), а это значит, что их отверждение, в отличие от однокомпонентных материалов (1K), которые высыхают под действием естественных процессов в окружающей среде, происходит совершенно по иной схеме — за счет реакции с отвердителем (полиизоцианатом) — веществом для сшивания молекул. Акриловое связующее вступает в химическую реакцию с отвердителем, в результате чего множество мелких молекул соединяются в одну макромолекулу — полимер. Разбавитель в двухкомпонентные материалы добавляется лишь для достижения необходимой вязкости.
Полимеризация однокомпонентной алкидной эмали за счет окисления алкидного связующего в результате реакции с кислородом
Полимеризация двухкомпонентной акриловой эмали за счет реакции между акриловым связующим и отвердителем.
К чему это я? Дело в том, что материал, в который мы добавим отвердителя больше положенного, не наберет оптимальную твердость никогда и ни при каких условиях, поскольку количество молекул для сшивания превышает количество молекул самого акрилового связующего. Молекулярные цепочки сошьются некорректно и с твердостью, а значит и с глянцем, придется распрощаться навсегда.
Поэтому следует четко соблюдать пропорции добавления отвердителя, которые указываются производителем на банке или в «техничке». Например, пропорция смешивания с отвердителем указана как 2:1. Это значит, что необходимо смешать две части краски и одну часть отвердителя. Речь идет именно об объеме, не о граммах или миллилитрах.
Смешиваемые компоненты обязательно должны соответствовать друг другу по наполненности. Это, думаю, понятно и так. Например, взяв высоконаполненный HS-лак, нужно понимать, что концентрация полимера в нем настолько высока, что молекулы аж «трещат» в банке. И если смешать его с низконаполненным LS-отвердителем, то для корректного сшивания просто не хватит сшивающего материала. То же самое произойдет и в случае смешивания LS-лака и HS-отвердителя. Количество сшивающих молекул больше, а значит, на корректную полимеризацию нечего и надеяться.
Еще раз напомню, что:
Что касается пропорций, то в разных системах они разные, но обычно в двухкомпонентные продукты добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. В базовые эмали обычно добавляется 50-60% разбавителя.
Повторюсь еще раз — это приблизительно. При всем многообразии типов эмалей и лаков, одного рецепта на все случаи жизни дать невозможно по определению. Поэтому всегда нужно поступать в соответствии с рекомендациями производителя. Пропорции, указанные в технической документации или на банке определены путем многократных лабораторных исследований, а посему их стоит в обязательном порядке соблюдать.
Также нужно помнить, что используемый разбавитель должен быть увязан с температурой при которой ведутся покрасочные работы.
В процессе приготовления в краску могли попасть посторонние включения, и если краскопульт не оборудован встроенным фильтром, вся эта сорность впоследствии окажется на окрашиваемой поверхности. Это в наши планы не входит, поэтому перед тем как заливать краску в бачок, мы ее обязательно отфильтруем.
Для фильтрации лакокрасочных материалов существуют специальные одноразовые воронки с сетчатым фильтром.
Одноразовые воронки для фильтрации краски
Часто для этих целей используют и подручные средства, например пресловутый капроновый чулок, натянутый на горловину бачка краскопульта.
Итак, наша краска разбавлена и отфильтрована, вязкость проверена. На очереди у нас настройка краскопульта, после чего мы наконец сможем перейти к долгожданной покраске. Надеюсь, статья вам понравилась и пригодилась. А на сегодня все. До связи!
yourwishes.by
Содержание:
Распылители акриловых красок сегодня представлены на рынке в огромном количестве, чтобы каждый желающий мог выбрать для себя наиболее подходящий инструмент. Главным отличительным свойством таких приборов является использование сжатого воздуха, под давлением которого материал распределяется по поверхности. Всем известно, что краскораспылитель используется практически повсеместно при обработке поверхностей автомобильных кузовов.
Материалы, основными компонентами которых являются полиакрилаты, представлены на современном рынке в качестве акриловых красок. После отделки поверхности машины при помощи таких средств кузов приобретает блеск, сравнимый с лаковым покрытием. Поскольку полиакрилатная пленка достаточно твердая и износостойкая, почти всегда использование акриловой краски практикуется в целях экономии. Обработка поверхности всего автомобиля такими материалами представляет собой достаточно трудоемкий процесс, требующий немалых затрат времени.
Сложно найти специальные распылители, разработанные исключительно для акриловых красок. Поэтому при выборе необходимо обращать внимание на технические особенности прибора, позволяющие работать с высокоплотными составами. Обыкновенный краскопульт представляет собой мобильный прибор с нагнетателем, вмонтированным в корпус. Эти устройства отличаются повышенной мощностью и достаточно высоким напором во время подачи краски. Распыление акриловых компонентов осуществляется под высоким давлением. Таким образом исключается возможность закупоривания каналов подачи отделочных материалов крупными частицами краски.
Краскопульт с системой распыления HVLP хорошо подходит для нанесения акриловой краски. Эти приспособления на выходе выдают напор 3-6 бар, что позволяет покрывать корпус машины составами высокой степени вязкости.
Таким образом наносится качественное, ровное покрытие, но расход краски при этом будет большой.
Можно выделить несколько положительных качеств, которыми обладают краскопульты, предназначенные для покраски авто:
Использование таких краскораспылителей сэкономит финансовые расходы и время. К тому же краскопульт не загрязняет окружающую среду, что характерно для обыкновенных аэрозольных распылителей в виде баллончиков.
Краскораспылитель идеально подходит для распыления финишных покрытий с минимальными потерями краски. Использовать устройство можно как для работы с традиционными, так и водорастворимыми лакокрасочными материалами.
Характеристики:
Форма факела без особых трудностей настраивается посредством вращения сопла, а удобный пусковой механизм обеспечивает комфортную работу. Хромированный корпус защищает устройство от коррозии.
Этот краскопульт, как и вышеописанный, оснащен емким бачком в 600 мл, что позволяет не отвлекаться на частую дозаправку. Рукоятка устройства удобная, имеет закругленные края, ее легко удерживать. На корпусе есть крючок для хранения краскораспылителя.
Характеристики:
Этот краскопульт хорошо подходит для распыления краски на больших площадях обрабатываемой поверхности. Он совместим со многими ЛКМ, включая акриловые, и положительно отмечен мастерами по покраске авто.
Характеристики:
Эксплуатационный срок пистолета продлевают дюзы из нержавеющей стали, а подача воздуха может быть отрегулирована с помощью вентилей, расположенных внизу и сбоку устройства.
Это универсальный инструмент для покраски различных поверхностей – от кузова автомобиля до стен помещения. Для этого краскопульта характерно низкое давление и экономичный расход краски – полезный объем ЛКМ составляет более 70%.
Характеристики:
Для того, чтобы использовать в работе пневматический краскопульт, необходимо следовать приведенным далее инструкциям. В первую очередь нужно выбрать нужные краски и определиться с подходящим растворителем. Обрабатываемую поверхность необходимо подготовить. На все предметы, расположенные рядом с окрашиваемой площадью, надеваются специальные чехлы для защиты, на пол тоже желательно что-нибудь постелить. Важно также обеспечить достаточно хорошую вентиляцию помещения. Если обрабатывать поверхность на улице, следует учитывать, что в ветреную погоду распыляемые материалы могут распространяться на очень большом расстоянии. Чтобы капли краски ничего не испортили, нужно ставить все емкости на защищенную поверхность.
Когда применяется краскораспылитель, рекомендуется использовать перчатки, очки для защиты, маску или респиратор. Вредные испарения не будут проникать в дыхательные пути и краска не будет попадать на руки или в глаза.
Окрашиваемую поверхность необходимо подготовить предварительно. Ржавчину, а также следы коррозии следует очистить, используя шлифовальную машинку или наждачную бумагу, маслянистые пятна, грязь, пыль тоже нужно удалить перед нанесением краски.
Для этого рекомендуется использовать обыкновенный уайт-спирит, после чего окрашиваемую поверхность можно прогрунтовать.
Необходимо нагнать воздуха в компрессор, чтобы протестировать краскопульт. На корпусе устройства должен быть установлен специальный регулятор, позволяющий выставлять необходимое давление, чтобы предотвратить возможные перепады во время распыления акриловой краски. Необходимо настроить компрессор на 1-1,7 атмосфер. Конкретный показатель будет зависеть от того, какой используется краскораспылитель, поэтому предварительно необходимо ознакомиться с инструкцией, прилагаемой к прибору.
К устройству необходимо присоединить специальную пневматическую муфту и убедиться в качестве соединения. Для обеспечения герметичности можно применять фум-ленту. Такая необходимость может возникать в случае, если краскопульт работает с компрессором при помощи муфты быстрого соединения. После этого в специальный резервуар заливается краска.
Краскопульт необходимо направить в мусорное ведро и нажать на рычаг. Чтобы механизм заполнился жидкостью, почти всегда достаточно нескольких секунд, поэтому сначала из распыляющего устройства будет выходить один воздух. Если этого не произошло, придется разобрать краскопульт, чтобы проверить его на наличие засоров или нарушения герметичности соединения сифонной трубки.
К акриловой краске добавляются отвердители в пропорциях, указанных в инструкции по применению. Это необходимо для доведения материала до нужной степени вязкости. Факел необходимо открывать полностью или на 80 % при минимальном достаточном давлении 3-4 атмосферы. Интенсивность подачи краски выставляется на средний уровень и только после этого может постепенно повышаться, чтобы не возникало подтеков.
Краскораспылитель необходимо использовать справа налево, чтобы при каждой последующей подаче наполовину перекрывался предыдущий покров. Эта технология должна использоваться даже в том случае, если планируется нанесение нескольких слоев. Каждый шар будет ложиться равномерно без возникновения ненужных подтеков. Необходимо осуществлять покраску на расстоянии 20-40 см от автомобиля.
Крупные детали, например, крышу, нужно красить, начиная от себя, продвигаясь к центру, а затем перейти на другую сторону и наносить слои по направлению от середины к себе. На вертикальные элементы отделочный материал наносится по направлению сверху вниз.
Обязательно необходимо определиться с расстоянием, на каком будет удерживаться краскораспылитель. Для этого следует учитывать модель краскопульта, интенсивность подачи, ширину факела. Краску необходимо наносить с достаточно большого расстояния, чтобы не допускать возникновение нежелательных подтеков. Работать распылителем при этом нужно очень быстро, все действия необходимо выполнять в специально предназначенной одежде.
В процессе покраски необходимо учитывать температуру материалов. Именно этим показателем должен быть обусловлен выбор разновидности растворителя, минимальное необходимое количество шаров, выдержка рекомендуемого промежутка времени перед нанесением следующих слоев. Для окрашивания машины 20 °С считается наиболее оптимальным показателем.
Совокупный расход материалов будет зависеть от технологии окрашивания и количества наносимых слоев. Условия работы и способ отделки тоже определяют количество используемых средств. Чтобы не расходовать краску чрезмерно, рекомендуется предварительно сделать необходимый просчет.
Для лучшего качества отделочных работ распыляется три шара акриловой краски:
В процессе покраски обычной машины в гараже понадобится:
Растворители отличаются друг от друга по интенсивности испарения и составу. Его выбор всегда будет зависеть от погодных условий, в которых проводятся покрасочные работы. Для покраски в холодное время года рекомендуется использовать растворители с повышенной степенью летучести. Чтобы сэкономить на этих средствах, желательно хорошо изучить состав применяемой краски. Основная задача растворителя – понижение тягучести наносимых материалов, но во многих случаях это вещество также может использоваться и для очистки поверхностей, обработка которых планируется в ближайшее время.
autokuz.ru